3.1.2. Минимальный интервал времени при посадке в кресла (кабины) кольцевых дорог с непрерывным движением должен приниматься по табл. 3.3. Таблица 3.2
Таблица 3.3
3.1.3. Для расчета подвижного состава дороги следует принимать нагрузку от одного пассажира, равной: 0,90 кН (92 кгс) - для одноместного подвижного состава; 0,85 кН (87 кгс) - для двух- и трехместного подвижного состава; 0,80 кН (82 кгс) - для четырехместного подвижного состава; 0,75 кН (76 кгс) - для подвижного состава вместимостью более 4 пассажиров. Для расчета дороги в целом нагрузка от одного пассажира принимается равной 0,75 кН (76 кгс). 3.1.4. Сооружения ППКД должны рассчитываться на ветровую нагрузку нерабочего состояния согласно СНиП "Нагрузки и воздействия. Нормы проектирования". Проект должен учитывать работу ППКД при скорости ветра не менее: 20 м/с для маятниковых дорог; 15 м/с для кольцевых дорог. Скорость ветра, при которой допускается работа ППКД, должна быть указана в паспорте дороги. 3.1.5. Для обеспечения надежности прилегания каната на опоре при проектировании дороги необходимо исходить из следующих условий: а) при повышении натяжения несущего и несуще-тягового каната на 40% нагрузка на опорный башмак или балансир должна оставаться положительной; б) нагрузка от несуще-тягового каната на балансир при наиболее неблагоприятных условиях нормальной работы ППКД должна быть не менее 2 кН, а на опорный ролик не менее 0,5 кН; в) в двухканатных дорогах нагрузка от несущего каната на опорный башмак должна оставаться положительной и при давлении ветра снизу до 50 кгс/м2. 3.1.6. Ко всем сооружениям ППКД должны быть предусмотрены подходы, либо подъезды в соответствии с проектом. 3.2. План, профиль и габариты приближения3.2.1. Все пересечения канатной дороги или параллельное следование с ней железных дорог, линий электропередач, рек, каналов и других водных препятствий, шоссе, прокладка дорог над сооружениями, а также установка опор и станций канатных дорог вблизи аэродромов должны быть согласованы с соответствующими организациями. Прохождение трассы ППКД с открытым подвижным составом над территорией школ, детских садов, ясель и других детских учреждений не допускается. 3.2.2. При разработке профиля ППКД расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава или любого каната дороги должно быть не менее: а) 3,0 м - до земли, с учетом снегового покрова, в тех местах, где возможно присутствие людей; б) 2,0 м - до земли, с учетом снегового покрова, в тех местах, где исключается присутствие людей, до верха деревьев и других наземных препятствий. При подходе к станциям расстояние может быть уменьшено до 0,7 м. Для кольцевых дорог расстояние по п. "а" и "б" по согласованию с заказчиком допускается отсчитывать для отдельных участков трассы без учета высоты снегового покрова при условии обеспечения его расчистки; в) 2,0 м - до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита. На станциях кольцевых дорог в пределах посадочной площадки расстояние от сиденья порожнего кресла до посадочной площадки должно находиться в пределах 0,6-0,7 м. 3.2.3. На дорогах с кольцевым движением кресел или полуоткрытых кабин максимальное расстояние по вертикали от низа подвижного состава до земли или водной поверхности не должно превышать 25 м. В отдельных местах на участках протяженностью не более 1/4 длины пролета допускается увеличение этого расстояния до 40 м при условии, что проектом ППКД обеспечивается возможность выполнения спасательных операций для приведения дороги в положение, когда это расстояние не превышает: 8 м при использовании спасательных лестниц; 15 м при подъеме спасателя к пассажиру с земли; 25 м при подъезде спасателя к пассажиру по канату. 3.2.4. При определении низших точек дороги к расчетной величине статического провеса должна добавляться составляющая, учитывающая динамический характер нагрузок при работе. За указанную составляющую принимается наибольшая из следующих величин: 5% наибольшего провеса несущего каната в данной точке; 10% наибольшего провеса тягового или несуще-тягового каната в данной точке. 3.2.5. Колея маятниковой дороги принимается из расчета того, что при отклонении обоих вагонов внутрь колеи на 11°30 просветы между вагонами, между вагоном и несущим канатом соседней колеи, между вагоном и обратной ветвью тягового каната составляли бы не менее: 1 м - в пролете длиной до 300 м; 1 м + 0,2 м - в пролете длиной более 300 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м пролета. 3.2.6. Колея кольцевой дороги принимается из расчета того, что при отклонении кресел (кабин) внутрь колеи на угол 11°30 между ними был просвет: 1 м - в пролете длиной до 200 м; 1 м + 0,2 м - в пролете длиной более 200 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м. 3.2.7. Расстояние между отклоненным до касания направляющей вагоном маятниковой дороги и конструкциями станций и опор должно быть не менее: 0,3 м - в местах, где невозможно присутствие людей; 1,0 м - в местах, где возможно присутствие людей. 3.2.8. На кольцевых дорогах расстояние между опорой и креслом (кабиной) при его отклонении на 11°30 должно быть не менее 0,3 м. 3.2.9. Приближение строений или естественных препятствий к внешним габаритам ППКД допускается на расстояние не менее 1,0 м. При определении габаритов маятниковой дороги должно учитываться отклонение вагонов под действием ветровой нагрузки при работе дороги, а также провесы и отклонения несущих, тяговых и других канатов при остановленной дороге и воздействии нормативной ветровой нагрузки в месте размещения ППКД. Для кольцевых дорог учитывается отклонение кресел (кабин) и канатов под действием нормативной ветровой нагрузки в месте размещения ППКД. 3.2.10. ППКД в плане между станциями должна быть прямолинейна. Отклонение каната на опоре в плане допускается не более 30 мин. 3.3. Канаты3.3.1. Стальные канаты, применяемые на канатных дорогах, должны быть изготовлены из проволоки марки "В", отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификаты заводов-изготовителей. Несущие, несуще-тяговые, тяговые, натяжные и вантовые канаты перед навеской должны быть испытаны на канатоиспытательной станции. Несущие канаты должны периодически подвергаться дефектоскопии. Первая дефектоскопия проводится после навески каната, затем через 5 лет и далее - через каждые 3 года. Дефектограммы должны храниться в паспорте ППКД. 3.3.2. В качестве несущих канатов должны применяться канаты закрытой конструкции или многопрядные с металлическим сердечником. 3.3.3. В качестве натяжных канатов к несущим должны применяться канаты тройной свивки. 3.3.4. В качестве несуще-тягового, тяговых и натяжных канатов к ним должны применяться прядевые канаты односторонней свивки с линейным касанием проволок и неметаллическим сердечником. Допускается применение канатов крестовой свивки. 3.3.5. В качестве вантовых канатов должны применяться канаты закрытой конструкции или многопрядные канаты с металлическим сердечником. 3.3.6. Канаты, применяемые на ППКД, должны быть проверены расчетом. Канат на прочность рассчитывается по формуле:
где: K - коэффициент запаса прочности (табл. 3.4); S - наибольшее натяжение каната (кН), определяемое расчетом в соответствии с пп. 3.3.7; 3.3.8; Р - разрывное усилие каната в целом (кН), принимаемое по сертификату, а для канатов, подлежащих испытанию на канатно-испытательной станции, - по свидетельству об испытании. Таблица 3.4 Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности новых канатов
* Имеется в виду коэффициент запаса прочности каждого каната, принимая, что вся нагрузка распределяется равномерно между двумя канатами. При проектировании ППКД разрывное усилие каната принимается по государственному стандарту. Если в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие всех проволок, усилие Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по государственному стандарту на канат выбранного типа. Для закрытых канатов принимается коэффициент 0,9. Для канатов, идущих к натяжному устройству, расположенному на нижней станции, при верхней приводной станции коэффициент запаса прочности должен быть не менее 4,5. 3.3.7. При определении натяжения несущего каната необходимо учитывать: массу противовеса, составляющую массы каната, сопротивление в натяжных устройствах и на башмаках, а при заякоренном с двух концов канате - температурные воздействия, составляющую массы каната, упругость каната и его загрузку, сопротивление на башмаках. Силы инерции и тормозное усилие, передающиеся на канат при срабатывании ловителя вагона, не учитываются. 3.3.8. При определении натяжения несуще-тягового и тягового канатов необходимо учитывать: массу противовеса, составляющие массы каната и подвижного состава, сопротивление в натяжных устройствах, опорных роликах и шкивах на станции. Силы инерции не учитываются. 3.3.9. Браковка стальных канатов проводится по нормам, приведенным в приложении 2. Сроки службы канатов определяются организацией, выполнившей проект канатной дороги, с учетом местных условий эксплуатации. 3.4. Крепление и соединение канатов3.4.1. Каждый из концов несущего каната должен закрепляться при помощи муфты или якорного барабана. 3.4.2. Несущий канат закрытой конструкции должен крепиться в муфте заливкой сплавом или клиньями. 3.4.3. Многопрядные канаты, применяемые в качестве несущих, тяговых и натяжных, должны крепиться в муфте заливкой сплавом. 3.4.4. Применение зажимов для крепления канатов допускается при соединении натяжного каната с противовесом или натяжной тележкой, а также для крепления тягового каната к вагону. Допускается применение клиновых втулок (кованых или штампованных) для крепления натяжного каната. 3.4.5. Муфты и клинья должны быть изготовлены из стали. На муфтах должны быть клеймо завода-изготовителя с указанием диаметра каната, усилия, на которые рассчитана муфта, клеймо ОТК и заводской номер. Применение литых и сварных муфт не допускается. 3.4.6. При замене и укорачивании несущих и натяжных канатов необходимо устанавливать новые концевые и переходные муфты. При замене и укорачивании тяговых канатов могут использоваться муфты, бывшие в употреблении, если при снятии канатов они не подверглись нагреванию и не имеют повреждений. 3.4.7. При закреплении конца несущего каната с помощью барабана число витков каната на барабане должно быть не менее трех. Витки должны располагаться в один слой. Конец каната, сходящий с барабана, должен быть закреплен двумя зажимами, каждый из которых должен рассчитываться на усилие, равное не менее 20% максимального расчетного натяжения несущего каната. 3.4.8. Число счалок при сращивании несуще-тягового и тягового канатов должно быть минимальным и обусловливаться предельной длиной каната, выпускаемого заводом-изготовителем. Длина счалки должна составлять не менее 1300 диаметров каната. Расстояние между концами двух счалок должно быть не менее 3000 диаметров каната. 3.4.9. Сращивание несущего каната на участке движения вагонов не допускается. 3.4.10. Сращивание канатов и закрепление их в муфтах должны производиться лицами, прошедшими специальное обучение и сдавшими в комиссии предприятия экзамен с участием представителя Госгортехнадзора в объеме инструкции по выполнению этих работ. 3.5. Натяжные устройства3.5.1. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом либо другим устройством, обеспечивающим величину натяжения в допускаемых пределах. При заякоривании концов каната должно быть предусмотрено устройство для регулирования натяжения. 3.5.2. Для несущих канатов маятниковых дорог с промежуточными опорами должна быть предусмотрена дополнительная длина каната, равная удвоенной длине опорного башмака +20 м, для возможности перемещения каната. Эта часть каната может находиться на барабане или вне его. 3.5.3. Натяжение несуще-тягового и тягового канатов должно создаваться противовесом либо другим устройством, обеспечивающим величину натяжения в допускаемых пределах, причем при двух тяговых канатах каждый канат должен иметь отдельное натяжное устройство. 3.5.4. При применении нескольких натяжных канатов должно быть обеспечено равномерное их натяжение. 3.5.5. Ход противовеса несущего каната рассчитывается в каждом конкретном случае с учетом возможной наибольшей разности провесов, ожидаемых температурных колебаний, упругого и остаточного удлинения каната, а также запаса хода противовеса не менее 1 м. При ограниченных возможностях хода противовеса остаточное удлинение каната может не учитываться. В этом случае при эксплуатации дороги канат по мере необходимости должен укорачиваться. 3.5.6. Ход натяжного устройства несуще-тягового и тягового канатов рассчитывается исходя из возможной наибольшей разности провесов от колебаний нагрузки, ожидаемых температурных колебаний и упругого удлинения каната. На кольцевых дорогах должен предусматриваться дополнительный ход натяжного устройства для опускания подвижного состава при проведении спасательных операций, указанных в п. 3.2.3 настоящих Правил. Для компенсации остаточного удлинения несуще-тягового каната и изменений его длины при сезонных температурных колебаниях должно быть предусмотрено приспособление для установки (подъема) противовеса (при его наличии) в проектное положение. Это же приспособление должно осуществлять дополнительный ход натяжного устройства. 3.5.7. Должно быть обеспечено свободное перемещение противовесов и тележек натяжного устройства тягового и несуще-тягового канатов. Ход противовесов и натяжных тележек должен ограничиваться упорами и контролироваться концевыми выключателями. Зазор между противовесом и стеной со стороны направляющих должен быть не менее 0,7 м, а с других сторон - не менее 0,5 м. 3.5.8. Противовесы должны быть изготовлены в виде бетонных или железобетонных плит, а также каркасных ящиков, заполняемых бетонными или чугунными блоками. Дополнительно к противовесу могут подвешиваться металлические цепи. При ручной нагрузке масса отдельных блоков не должна превышать 30 кг. Пространство, в котором перемещается противовес, должно быть ограждено. При расположении противовеса в приямке последний должен быть также защищен от попадания воды, снега и льда. 3.5.9. Масса противовеса должна быть указана в паспорте ППКД. 3.6. Барабаны, шкивы, ролики, опорные и направляющие башмаки3.6.1. Допускаемый диаметр барабана, шкива, ролика, башмака, опорной шины роликовой цепи, огибаемых стальным канатом, определяется по формуле: D ³ d ´ e, где: D - диаметр барабана, шкива, ролика, башмака, опорной шины роликовой цепи, измеряемый по осевой линии навитого каната, мм; d - диаметр каната, мм; e - коэффициент, зависящий от назначения каната и шкива, наименьшее значение которого приведено в табл. 3.5. 3.6.2. Радиус кривизны опорного башмака несущего каната должен составлять не менее 250 диаметров каната. При этом должно удовлетворяться условие:
где: V - максимальная рабочая скорость движения вагонов, м/с, R - радиус кривизны башмака, м. 3.6.3. Приводные и направляющие шкивы для несуще-тягового и тягового канатов, а также ролики для несуще-тягового каната, кроме роликов, входящих в цепь электрозащиты или связи, должны быть футерованы эластичным материалом. 3.6.4. Барабан для заякоривания несущего каната должен быть футерован деревом или эластичным материалом. Таблица 3.5
3.6.5. На кольцевых дорогах приводной и обводной шкивы должны быть выполнены такой конструкции или снабжены такими устройствами, чтобы исключалась возможность спадания каната со шкива. 3.7. Подвижной состав3.7.1. Запас прочности (отношение временного сопротивления материала к напряжению от максимальных статических нагрузок) несущих деталей вагонов, кабин и кресел должен быть не менее 5, а остальных - не менее 2. Детали, воспринимающие динамические нагрузки, должны быть проверены расчетом на усталостную прочность. 3.7.2. Потолочное перекрытие вагона должно выдерживать в любом месте сосредоточенную нагрузку не менее 0,1 кН, а также общую нагрузку от трех человек. 3.7.3. Полуоткрытые вагоны и кабины, в которых пассажиры стоят, должны иметь сплошные или сетчатые ограждения высотой не менее 1,3 м от пола; ограждение полуоткрытых вагонов и кабин с сидячими местами для пассажиров должно возвышаться над сиденьями не менее чем на 0,5 м. 3.7.4. Двери вагонов и кабин должны открываться внутрь или быть раздвижными и иметь запор, исключающий самопроизвольное открывание двери. Двери вагонов должны иметь электрическую блокировку, предотвращающую пуск вагонов при открытых дверях. 3.7.5. Внутри вагон должен быть оборудован поручнями. 3.7.6. Вагон должен иметь в полу и потолке люки размером не менее 0,4 ´ 0,5 м. Крышка люка в полу должна открываться внутрь вагона, крышка люка в потолке - наружу. Если на дороге предусмотрен спасательный вагон, то в основных вагонах должны быть устроены дополнительные двери в торцах или торцовые окна не менее 500 ´ 1500 мм (ширина ´ высота) для эвакуации пассажиров. 3.7.7. В вагоне должна быть предусмотрена лестница для выхода на крышу вагона. Для осмотра тележки и несущего каната на подвеске вагона должна быть устроена огражденная площадка. 3.7.8. Полезная площадь пола вагона определяется из расчета 0,2 м2 на одного человека. 3.7.9. В вагонах должна быть табличка с указанием допустимого числа пассажиров и грузоподъемности вагона. 3.7.10. В вагоне канатной дороги должен находиться проводник: а) при наличии ловителей и других спасательных приспособлений, расположенных в вагоне; б) во всех остальных случаях при вместимости вагона 10 человек и более. 3.7.11. Кабина кольцевой дороги должна быть таких размеров, чтобы обеспечивалась свободная посадка и выход пассажиров на ходу. Площадь пола кабины, не оборудованной сиденьем, должна быть не менее 0,3 м2 на каждого пассажира для кабин вместимостью до четырех пассажиров и 0,2 м2 для кабин большей вместимости. 3.7.12. Сиденье кресел должно иметь наклон к спинке на угол 8°. Ширина сиденья должна быть не менее 0,5 м на одного пассажира. Кресла должны выполняться с предохранительной жесткой или гибкой поперечиной, предохраняющей пассажиров от падения с кресла. 3.7.13. Силу сцепления зажима кресла (кабины) с канатом кольцевой дороги рассчитывают по формуле:
где: Р - сила зажатия зажима (кН); N - сила, смещающая зажим (с учетом динамических воздействий) (кН); K - коэффициент запаса (для пружинных зажимов - 1,75, для винтовых зажимов - 3,0); m - приведенный коэффициент трения, учитывающий число плоскостей трения, форму внутренней поверхности и конструктивные особенности зажима. При этом удельное давление зажатия каната не должно превышать 3 кН/см2. Если кресло (кабина) имеет два зажима, то суммарный коэффициент запаса должен быть равен для пружинных зажимов 2,2 и для винтовых зажимов 3,0. Величина момента затяжки зажима должна быть указана в паспорте. 3.7.14. Вагоны маятниковых дорог с одним тяговым канатом должны быть оборудованы ловителем автоматического действия, который при обрыве тягового каната захватывает несущий канат. Ловитель должен быть оборудован ручным приводом, находящимся в вагоне, и контактом, отключающим привод дороги при срабатывании ловителя. Ловители могут не устанавливаться, если вагон при обрыве тягового каната не может дойти самокатом до нижней станции и если скорость вагона при переходе через опоры не будет превышать скорость, указанную в паспорте. 3.7.15. Тормозное усилие ловителя должно быть рассчитано так, чтобы вагон останавливался на заданном пути торможения при максимальном уклоне профиля и наибольшей нагрузке. При этом замедление должно быть не более 3 м/с2 с момента срабатывания ловителя. Тормозной путь должен быть указан в паспорте ППКД. 3.7.16. Конструкция ловителя должна позволять регулирование силы зажатия каната колодками. 3.7.17. Крайние траверсы тележки вагона должны иметь предохранительные щеки, предотвращающие сход тележки с несущего каната. Размер щек (считая от верха каната вниз) должен быть не менее двух диаметров несущего каната. Тележки вагонов безопорных маятниковых дорог вместо предохранительных щек должны снабжаться скобами, охватывающими несущий канат. 3.8. Привод и тормоза3.8.1. Коэффициент запаса надежности сцепления тягового и несуще-тягового каната с приводным шкивом должен быть не менее 1,25 при наиболее неблагоприятных условиях загрузки дороги (с учетом сил инерции при пуске и торможении). Для маятниковых дорог с двумя тяговыми канатами суммарный коэффициент запаса надежности сцепления каждого каната должен быть не менее 1,1 (принимая, что вся нагрузка приходится на один канат). 3.8.2. Привод маятниковой дороги должен позволять регулирование скорости с учетом необходимости снижения ее при подходе к станциям, а также при проходе опор в случаях, предусмотренных п. 3.1.1 настоящих Правил. Скорость движения вагона в пределах посадочной площадки должна быть не более 0,5 м/с. 3.8.3. Контроль скорости должен осуществляться тахогенератором или другими средствами, обеспечивающими необходимую точность контроля. 3.8.4. На маятниковой дороге должна быть установлена автоматическая сигнализация для подачи сигнала машинисту (оператору) о начале замедления при приближении вагона к станции. Сигнализация должна выполняться в виде двух самостоятельно действующих сигнальных устройств. 3.8.5. Ускорение (замедление) на приводном шкиве при пуске (остановке) дороги не должно превышать значений, приведенных ниже:
3.8.6. Привод канатной дороги должен обеспечивать возможность передвижения подвижного состава в режиме ревизии со скоростью не более 0,5 м/с. 3.8.7. Привод канатной дороги должен иметь резервный двигатель для обеспечения возможности возвращения подвижного состава с линии. Допускается для этих целей применение ручного привода, если общее время эвакуации будет не более одного часа. 3.8.8. На вновь проектируемых канатных дорогах привод должен быть снабжен двумя автоматически действующими колодочными или дисково-колодочными тормозами замкнутого типа: рабочим - на валу двигателя; аварийным - на валу или на ободе приводного шкива. При совмещении функций рабочего и аварийного тормозов в одной конструкции она должна иметь два самостоятельных устройства для наложения тормозного момента в нормальном и аварийных режимах и быть установлена на валу (ободе) приводного шкива. 3.8.9. На действующих кольцевых дорогах допускается аварийный тормоз с ручным управлением. 3.8.10. Для дорог с самоторможением при скорости до 3 м/с установка аварийного тормоза и средств контроля скорости не обязательна. 3.8.11. Каждый тормоз (рабочий, аварийный) должен развивать момент не менее 1,25 статического момента в наиболее тяжелых условиях нагрузки. 3.8.12. На приводе дороги должна быть предусмотрена защита против превышения скорости на 20%, причем она должна воздействовать на аварийный тормоз. 3.8.13. Кроме случая, указанного в п. 3.8.12 настоящих Правил, аварийный тормоз должен срабатывать также: а) при воздействии на аварийный выключатель; б) при проходе пункта остановки (на маятниковых дорогах). 3.9. Опоры, станции и их оборудование3.9.1. Фундаменты сооружений канатной дороги должны возвышаться над поверхностью земли не менее чем на 0,2 м. Разрешается устанавливать опоры на скальном основании без фундамента при наличии заключения геологических служб. 3.9.2. Толщина прокатного металла открытого профиля конструкций опор должна быть не менее 4 мм, труб и закрытого профиля - не менее 2,5 мм. Должна быть исключена возможность попадания атмосферных осадков в опоры закрытого профиля. 3.9.3. Опоры должны быть снабжены кронштейнами для подвески устройств при подъеме канатов. 3.9.4. На опорах должны устанавливаться огражденные площадки (площадка) для обслуживания башмаков и роликовых балансиров. Размеры площадок должны быть такими, чтобы обеспечивалась возможность безопасного проведения ремонтно-профилактических работ, а на кольцевых дорогах, кроме того, - безопасный проход через опору спасателей со спасательными средствами. На опорах маятниковых дорог должны устраиваться площадки с ограждением для выхода из вагона на опору обслуживающего персонала. Ширина площадок должна быть не менее 0,5 м. 3.9.5. На опорах маятниковых дорог на уровне нижней части вагона должны быть установлены направляющие, исключающие касание вагоном башмака или головки опоры. Направляющие должны быть установлены таким образом, чтобы вагон при отклонении в продольном направлении на 20° и поперечном на 11°30¢ при подходе к опоре не поднимался выше направляющих. 3.9.6. Опоры маятниковых дорог высотой до 30 м должны иметь лестницы с площадками через каждые 8-12 м. При высоте опор более 30 м лестницы должны быть маршевыми с площадками не реже чем через 8-10 м высоты. Ширина лестниц должна быть не менее 400 мм. Расстояние между ступеньками должно быть не более 300 мм. Наклонные лестницы (с углом наклона к горизонту до 75°) должны снабжаться перилами и иметь плоские ступени из стальных рифленых или гладких листов с наплавленным рельефом или ступени, выполненные не менее чем из двух стержней. На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75° при высоте более 5 м должны быть устроены, начиная с высоты 3 м, ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 700 мм и не более 800 мм при радиусе дуги 350-400 мм. Ограждения в виде дуги не требуется, если лестница проходит внутри решетчатого ствола опоры сечением не более 900х900 мм. На опорах кольцевых дорог высотой до 15 м устройство ограждающих дуг не обязательно. Устройство лестниц внутри ствола опоры сечением менее 700х700 мм не допускается. 3.9.7. Металлические опоры и конструкции станций должны быть окрашены. Опоры должны быть пронумерованы. 3.9.8. Опорные башмаки маятниковых дорог, на которых несущий канат перемещается, должны быть футерованы антифрикционным материалом. Ролики на опорных башмаках должны выполняться так, чтобы исключалась возможность спадания с них тягового каната, или башмаки должны быть снабжены направляющими, обеспечивающими в случае спадания каната укладку его на ролики. 3.9.9. При снабжении балансиров устройством, не позволяющим канату упасть на землю или подняться вверх (на отжимных опорах), допускается устанавливать только отключающее устройство для отключения привода дороги после схода каната с ролика. Устройства, предупреждающие падение каната, могут не устанавливаться, если спадание каната с балансира не вызовет опасности травмирования пассажиров и будет обеспечено отключение привода. 3.9.10. На маятниковых дорогах привод, электрооборудование и измерительная аппаратура должны размещаться в закрытом помещении. 3.9.11. Пульт управления ППКД должен размещаться в закрытом помещении на станции. Пульт управления маятниковой дорогой должен располагаться в месте наилучшей видимости посадочной площадки и прилегающей трассы. 3.9.12. Расстояние от стен машинного помещения до привода и другого оборудования, требующего обслуживания, а также проходы между оборудованием должны быть не менее 800 мм. В необходимых случаях должны устраиваться площадки и лестницы. К механизмам, электрооборудованию, устройствам безопасности, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. 3.9.13. Размеры дверей машинного помещения должны быть такими, чтобы можно было пронести наиболее крупные неразъемные элементы оборудования; в необходимых случаях для проноса крупных деталей должны предусматриваться специальные проемы. 3.9.14. В машинном помещении над основным оборудованием должны быть предусмотрены подъемно-транспортные средства. На открытых станциях установка такого оборудования не обязательна. 3.9.15. С учетом климатических условий на станциях маятниковых дорог должно быть предусмотрено отопление. 3.9.16. Площадки на станциях и подходы к ним должны быть выполнены так, чтобы исключалось скольжение ног (кроме дорог для лыжников). При расположении их выше уровня земли они должны снабжаться перилами высотой не менее 1 м и сплошным ограждением по низу на высоту не менее 0,1 м. Посадочные площадки в местах, где не могут быть установлены перила, должны снабжаться сетками, предохраняющими людей от падения. 3.9.17. Ширина посадочной площадки у маятниковых дорог должна быть не менее 1,2 м, если происходит только посадка или высадка, и не менее 2 м, если посадка и высадка происходят на одной площадке. Площадки, устраиваемые на участках с наклоном более 6°, должны выполняться ступенчатыми. Длина посадочной площадки маятниковой ППКД должна устанавливаться с учетом неравномерности положения вагонов при остановке их на станциях. 3.9.18. Ширина посадочной площадки кольцевой дороги должна быть не менее 2 м от оси каната до ограждения. 3.9.19. Длина посадочной площадки кольцевой дороги должна устанавливаться в зависимости от скорости движения дороги. Отношение длины посадочной площадки к скорости движения должно составлять не менее значений, указанных в таблице:
Угол наклона посадочной площадки не должен превышать 6°. 3.9.20. На станциях маятниковой дороги должны быть установлены направляющие, ограничивающие раскачивание вагонов при входе и выходе пассажиров. Зазор между направляющими и вагоном не должен превышать 5 см на сторону в месте нормальной остановки и расширяться в сторону выхода вагона с учетом возможного отклонения его на 11°30 при входе на станцию. Направляющие должны быть установлены так, чтобы нижняя часть вагона не поднималась выше уровня направляющих. 3.9.21. На одной из станций маятниковой дороги (предпочтительно на приводной) должны быть предусмотрены площадки для осмотра и ремонта тележек вагона, а также средство для подъема вагонов. 3.9.22. На пульте управления маятниковой дороги должны быть установлены указатель скорости и указатель положения вагонов. Указатель положения вагонов должен иметь корректирующее устройство, обеспечивающее показания фактического положения вагонов. В случае применения цепных передач для приведения в действие указателя положения вагонов и указателя скорости должны предусматриваться натяжные устройства, исключающие ослабление цепи и блокировки, обеспечивающие остановку дороги в случаях обрыва или спадания цепи. 3.9.23. На открытых частях станций или опорах, подверженных наибольшему воздействию ветра, должны быть установлены анеморумбометры или анемометры, подающие сигнал о скорости ветра на пульт управления. При повышении скорости ветра до предельной должен подаваться звуковой сигнал. 3.9.24. Для остановки вагонов на каждой станции маятниковой дороги должны быть предусмотрены рабочий и аварийный выключатели на случай переподъема. 3.9.25. На посадочных площадках, а также на пульте управления должны быть установлены выключатели для аварийной остановки дороги. 3.9.26. Все вращающиеся части оборудования ППКД, а также канаты, находящиеся на высоте менее 2,5 м, должны быть ограждены. 3.10. Спасательные средства3.10.1. В проекте ППКД должны быть разработаны способы эвакуации пассажиров в случае нарушения работы дороги с учетом места ее сооружения, назначения и климатических условий. 3.10.2. Вагоны маятниковых дорог должны быть снабжены спасательными средствами (лебедкой с канатом и спасательным мешком или поясом), позволяющими безопасную эвакуацию пассажиров. На маятниковых дорогах, кроме спасательных средств в вагоне с учетом условий эксплуатации и рельефа местности, должны дополнительно предусматриваться спасательные средства, расположенные вне вагона (спасательный вагон с независимым приводом, лебедки с резервным тяговым канатом, расположенные около опор и т.п. ). 3.10.3. На кольцевых дорогах для доставки пассажиров на землю допускается снижение несуще-тягового каната с закрепленными на нем креслами с помощью лебедки. 3.11. Сигнализация и связь3.11.1. Между станциями канатной дороги должна быть предусмотрена телефонная, громкоговорящая или радиосвязь. На всех линейных опорах ППКД должны быть розетки для подключения телефонного аппарата к телефонной линии, связывающей станции. 3.11.2. При сопровождении вагона проводником вагон должен быть оборудован телефонной и радиосвязью с конечными станциями, а также устройством для остановки привода. 3.12. Электрическая часть3.12.1. Электрооборудование и электроосвещение сооружений ППКД должны проектироваться и монтироваться в соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ), государственными стандартами, строительными нормами и правилами. 3.12.2. По степени надежности электроснабжения ППКД относятся ко II категории и должны иметь два независимых источника питания. Время включения резервного энергопитания не должно превышать одного часа. 3.12.3. Канаты ППКД должны быть заземлены. Если тяговый канат используется в качестве токопровода в цепях сигнализации, управления или освещения вагонов, то необходима его изоляция от земли. В этом случае должна быть предусмотрена установка разрядников для этого каната. 3.12.4. По молниезащите сооружения канатной дороги относятся к III категории. 3.12.5. Вагоны маятниковых дорог, предназначенных для работы в темное время, должны быть оборудованы внутренним и наружным освещением, а станции и опоры дорог, предназначенных для работы в темное время, - светильниками. 4. РЕГИСТРАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
|
Температура окружающего воздуха ни ниже, °С при скорости ветра не более |
|||
10 (м/с) |
15 (м/с) |
20 (м/с) |
|
Открытые кресла |
26 |
15 |
- |
Полуоткрытые кресла (кабины, вагоны) |
30 |
20 |
- |
Закрытые вагоны |
40 |
30 |
25 |
5.4. Документация по эксплуатации
5.4.1. На ППКД должна быть следующая документация:
паспорт дороги;
комплект чертежей быстроизнашивающихся деталей и узлов оборудования, принципиальные и монтажные электрические схемы силовых цепей и цепей управления, сигнализации и связи;
инструкция по счалке канатов;
инструкция по заливке сплавом канатов в муфтах;
инструкция по эксплуатации ППКД, включающая указания по эвакуации пассажиров в случаях вынужденной остановки дороги;
должностные инструкции;
правила перевозки пассажиров;
график осмотра и ремонта оборудования и конструкций ППКД;
журнал осмотра и ремонта ППКД (приложение 6);
журнал учета работы ППКД и передачи смены (приложение 7).
График осмотра и ремонта составляется владельцем дороги в соответствии с инструкцией по эксплуатации ППКД.
5.4.2. В помещении пульта управления должны быть:
общая схема ППКД, включающая профиль дороги;
график осмотра и ремонта оборудования и конструкций ППКД;
кинематические схемы тормозов, привода и ловителя вагона;
принципиальная электрическая схема управления;
инструкция для машиниста;
обозначение сигналов.
6. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
6.1. Расследование аварий и несчастных случаев, связанных с монтажом, реконструкцией, эксплуатацией и ремонтом ППКД, подлежащих регистрации в органах госгортехнадзора, должно проводиться в порядке, установленном Госгортехнадзором России.
6.2. При возникновении аварии или несчастного случая владелец ППКД обязан немедленно уведомить орган госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия инспектора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Уведомление о несчастном случае должно также посылаться в организации согласно действующему положению о расследовании несчастных случаев.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ
7.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами и специалистами, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией ППКД.
7.2. За конструктивные решения, прочность конструкций, выбор материалов, качество изготовления, монтаж, ремонт, реконструкцию, а также за соответствие ППКД требованиям настоящих Правил, стандартам и другой нормативно-технической документации отвечает организация (предприятие), выполнившая соответствующие работы.
7.3. Должностные лица и специалисты предприятия или организации, допустившие нарушение настоящих Правил, несут личную ответственность независимо от того, привело ли нарушение к аварии или несчастному случаю. Эти лица также отвечают за нарушение настоящих Правил, допущенных их подчиненными.
7.4. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им лиц нарушать правила и инструкции по технике безопасности, самовольное возобновление работ, остановленных органами госгортехнадзора (ведомственной инспекцией), а также непринятие мер по устранению нарушений настоящих Правил и инструкций, которые допускаются рабочими или другими подчиненными лицами в присутствии должностных лиц, являются грубейшими нарушениями настоящих Правил.
В зависимости от характера нарушений и их последствий все указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Рабочие, допустившие нарушения инструкций, несут ответственность в установленном законом порядке.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В связи с вступлением в силу настоящих Правил необходимость соответствующего переоборудования действующих ППКД, а также изготовленных по ранее разработанным проектам и сроки переоборудования ППКД устанавливаются владельцем дороги по согласованию с органом госгортехнадзора.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список
специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских
организаций по канатным дорогам
№
п/п
Наименование
организации
Адрес,
телефон
1.
Государственный проектный и
конструкторский институт механизированного конвейерного транспорта и
подвесных канатных дорог (ГПКИ "Союзпроммеханизация")
129301, Москва, проспект Мира, 106;
тел.: 287-32-71
2.
Государственный Российский
научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ)
103012, Москва, проезд Куйбышева, 6;
тел.: 925-57-05
Приложение 2
Нормы браковки стальных канатов
№ п/п |
Наименование организации |
Адрес, телефон |
1. |
Государственный проектный и конструкторский институт механизированного конвейерного транспорта и подвесных канатных дорог (ГПКИ "Союзпроммеханизация") |
129301, Москва, проспект Мира, 106; тел.: 287-32-71 |
2. |
Государственный Российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ) |
103012, Москва, проезд Куйбышева, 6; тел.: 925-57-05 |
Приложение 2
Нормы браковки стальных канатов
1. Канаты спиральные закрытой конструкции
При визуальных осмотрах канат закрытой конструкции отбраковывается, если:
по длине каната в пределах двух метров одна шестая часть проволок его верхнего слоя окажется лопнувшей (при подсчете оборванных проволок повторные обрывы не учитываются);
в пределах одного шага свивки имеются разрывы двух или более смежных проволок верхнего слоя и тем самым нарушается замок панциря;
оборванные концы отдельных проволок выступают из каната;
поперечное сечение каната деформировано (чаще всего это бывает непосредственно на башмаках или вблизи от них), что характеризует наличие большого числа обрывов внутренних проволок.
При проверке дефектоскопом канат бракуют также при общей потере 10% металлического сечения.
1. Браковка находящихся в работе стальных канатов осуществляется по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки; браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, проводится согласно данным табл. П2.1 и рис. П2.1:
Таблица П2.1
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован
6х19=114 и один органический сердечник |
6х37=222 и один органический сердечник |
6х7х19=798 и один органический сердечник |
|||
крестовой свивки |
односторонней свивки |
крестовой свивки |
односторонней свивки |
крестовой свивки |
односторонней свивки |
6 |
3 |
11 |
5 |
42 |
21 |
Рис. П2.1. Канаты различной свивки:
I - крестовой; II - односторонней
На дорогах с малым углом наклона, когда при обрыве тягового каната вагон не может дойти самокатом до нижней станции, нормы браковки каната, приведенные в табл. П2.1, удваиваются.
2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис. П2.1) наносят метку "а", от которой отсчитывают вдоль оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестирядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку "б". У многопрядных канатов пряди отсчитывают, исходя из числа прядей в наружном слое.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6х19=114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. П2.1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.
Например, если на длине одного шага крестовой свивки каната имеются три обрыва тонких и два обрыва толстых проволок, то условное число обрывов составляет 3х1+2х1,7=6,4, т.е. 6 (табл. П2.1) и, следовательно, канат должен быть забракован.
При наличии обрыва даже одной проволоки каната в зоне крепления его в муфте канат должен быть забракован.
4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не указана в табл. П2.1, определяется исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8х19=152 с одним органическим сердечником, ближайшим по табл. П2.1, является канат 6х19=114 с одним органическим сердечником.
Для определения признака браковки следует данные табл. П2.1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6х19=114 с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 1,33 (96:72=1,33), где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов.
Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего ГОСТа или определяется подсчетом непосредственно на канате.
5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными, приведенными ниже:
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Число обрывов проволок при шаге свивки, % от норм, указанных в табл. П2.1 |
85 |
75 |
70 |
60 |
50 |
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Износ или коррозию проволок по диаметру определяют с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Остальную толщину проволоки измеряют у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки, меньшем, чем указано в табл. П2.1, или меньшем числе, чем определено согласно указаниям пп. 3, 4, 5 настоящего приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок менее 40% без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии:
тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра;
смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
Примечание.
Браковка стальных многопрядных канатов с металлическим сердечником, применяемых в качестве несущих, осуществляется в соответствии с разделом 2 настоящего приложения.
Браковку канатов в соответствии с табл. П2.1 следует производить по нормам, установленным для канатов крестовой свивки.
При проверке дефектоскопом канат бракуют также при общей потере 10% металлического сечения.
Приложение 3
Форма паспорта пассажирской подвесной канатной дороги
Паспорт ППКД
ППКД введена в эксплуатацию на основании разрешения № ______, выданного "___"_________199__г. __________________________________________________________________________ (наименование органа госгортехнадзора, выдавшего разрешение) (При передаче ППКД другому владельцу вместе с ППКД должен быть передан настоящий паспорт) Регистрационный № __________________________________________________________________________ (наименование дороги) __________________________________________________________________________ (организация-владелец ППКД) __________________________________________________________________________ (назначение дороги) __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 1. Техническая характеристика ППКД Тип дороги _____________________________________________________________ Режим работы___________________________________________________________ Пропускная способность (в одном направлении), чел/ч________________________ Скорость движения, м/с___________________________________________________ Время проезда в одном направлении, мин ___________________________________ Подвижной состав (вагоны, кресла, кабины): тип____________________________________________________________________ вместимость, чел.________________________________________________________ собственная масса, кг_____________________________________________________ полезная нагрузка, кН(кгс) ________________________________________________ число вагонов, кресел, кабин на трассе ______________________________________ Интервал посадки в кресла (кабины), с ______________________________________ Расстояние между креслами (кабинами), м ___________________________________ Скорость движения спасательного вагона, м/с ________________________________ Длина дороги, м ______________ Ширина колеи, м ______________ Превышение верхней станции над нижней, м_________________________________ Число опор _____________________________________________________________ Высота опор, м __________________________________________________________ Максимальный уклон каната в пролете, % ___________________________________ Максимальное окружное усилие на приводном шкиве, кН(кгс) _________________ |
2. Характеристика привода
Тип привода |
Шкив |
Суммарное передаточное число при работе |
Двигатель |
Редуктор |
Тормоз рабочий |
Тормоз аварийный |
|||||||||||||
|
диаметр |
футеровка |
основного двигателя |
резервного двигателя |
тип |
мощность, кВт |
скорость вращения вала, об/мин |
тип |
передаточное число |
кол-во, шт. |
тип |
тип привода |
коэфф. запаса торможения |
наибольший путь (время) торможения, м |
кол-во, шт. |
тип |
тип привода |
коэфф, запаса торможения |
наибольший путь (время) торможения, м |
3. Сведения об основных элементах металлоконструкций станций, опор
Наименование станции, опоры |
Сталь |
Электроды, сварочная проволока |
Примечание |
|
марка ГОСТ или ТУ |
тип, марка ГОСТ или ТУ |
|
4. Характеристика канатов и масса противовесов
Канат |
Конструкция каната, ГОСТ |
Диаметр каната, м |
Длина каната, м |
Временное сопротивление проволоки при растяжении, кН (кгс/м2) |
Разрывное усилие каната в целом, кН (кгс) |
Наибольшее статическое натяжение каната, кН (кгс) |
Коэффициент запаса прочности |
Масса противовесов, кг |
Несущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
Несуще-тяговый |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяговый: |
|
|
|
- |
|
|
|
|
приводной |
|
|
|
|
|
|
|
|
натяжной |
|
|
|
|
|
|
|
|
приводной-натяжной |
|
|
|
|
|
|
|
|
обводной |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяговый для спасательного вагона |
|
|
|
|
|
|
|
|
Натяжной несущего каната |
|
|
|
|
|
|
|
|
Натяжной несуще-тягового каната |
|
|
|
|
|
|
|
|
Натяжной тягового каната |
|
|
|
|
|
|
|
|
Натяжной тягового каната спасательного вагона |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вантовый |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Работа ППКД допустима при скорости ветра не более _______ м/с. 6. Приборы безопасности Аварийные выключатели __________________________________________________ (место установки) Ловитель: тип ____________________________________________________________________ тормозное усилие, кН (кгс) _______________________________________________ путь торможения, м ______________________________________________________ Указатели: положения вагонов ______________________________________________________ скорости _______________________________________________________________ Сигнальные приборы
Анеморумбометр (анемометр) _____________________________________________ Блокировочные устройства ________________________________________________ 7. Род электрического тока и напряжение
8. Место управления дорогой 9. Испытание ППКД ППКД подвергнута испытанию под рабочей нагрузкой в течение _____ циклов. Подвижной состав испытан под нагрузкой ____кг в течение ______ мин. Ловитель испытан согласно инструкции по испытанию, приведенной в приложении 4. ППКД изготовлена в полном соответствии с настоящими Правилами, ГОСТ, СНиП и ТУ и пригодна для работы при параметрах, указанных в паспорте. Главный инженер проекта (подпись) Главный инженер монтажного предприятия (подпись) Главный инженер предприятия - владельца дороги (подпись) 10. Начальник дороги
(не менее 3 листов). 11. Сведения о замене канатов, муфт канатов, подвижного состава и проведении счаливания канатов (не менее 10 листов) 12. Запись результатов освидетельствования
(не менее 30 листов) 13. Регистрация ППКД зарегистрирована за № ____________ в _______________________________ ___________________________________________________________________________ (регистрирующий орган) В паспорте пронумеровано ____ страниц и прошнуровано всего ____ листов, в том числе чертежей на ____ листах. ___________________________________________________ (фамилия, инициалы и должность регистрирующего лица) М.П. "__"________199__г. |
Паспорт должен включать исполнительные чертежи:
продольного профиля трассы дороги;
плана и размеров станций;
общего вида опор, привода, подвижного состава;
принципиальной электрической схемы управления ППКД, включая цепи сигнализации и освещения, а также указания по заземлению.
Кроме того, к паспорту проектной организацией должна быть приложена следующая документация:
1) комплект чертежей быстроизнашивающихся деталей оборудования;
2) принципиальная и монтажная электрические схемы силовых цепей и цепей управления (с описанием работы);
3) инструкция по заливке сплавом муфт и заделке канатов клиньями в муфтах;
4) инструкция по счалке канатов;
5) инструкция по эксплуатации ППКД, включающая указания по эвакуации пассажиров в случаях вынужденной остановки дороги;
6) типовые должностные инструкции;
7) расчеты тормозного пути вагона при срабатывании ловителя.
Приложение 4
Инструкция по проверке срабатывания и тормозного усилия ловителя вагона маятниковой ППКД
1. Перед испытанием механизма ловителя вагона тщательно осматривают ловитель и ходовую тележку, а также измеряют зазор между губками ловителя и несущим канатом.
Все замеченные дефекты устраняют, а зазор регулируют в случае отклонения его от проектной величины.
2. Механизм ловителя испытывают на площадках станций.
3. Способность автоматического включения ловителя проверяют при ослаблении натяжения тягового каната последовательно с одной и другой стороны вагона. Ослабляют тяговый канат с помощью вспомогательного каната, один конец которого закрепляют за тяговый канат, а другой конец - через блок на вагоне - к лебедке, как указано на рис. П4.1.
На вспомогательном канате устанавливают динамометр.
Механизм ловителя считается исправным, если он срабатывает, когда натяжение в тяговом канате принимает значение в пределах от 1/10 до 1/4 усилия, создаваемого массой противовеса тягового каната.
Рис. П4.1. Схема установки вагона для испытания срабатывания ловителя:
1 - вспомогательный канат; 2 - направляющий ролик; 3 - динамометр; 4 - зажимы
4. Тормозное усилие ловителя определяют с помощью динамометра, для чего:
а) запасовывают вспомогательный канат, как указано на рис. П4.2;
Рис. П4.2. Схема установки вагона для проверки тормозного усилия ловителя:
1 - динамометр; 2 - вспомогательный канат; 3 - отводной шкив; 4 - несущий канат; 5 - тяговый канат
б) включают ловитель;
в) ослабляют с помощью вспомогательного каната тяговый канат;
г) включают в работу лебедку вплоть до начала проскальзывания губок ловителя по несущему канату;
д) по показаниям динамометра определяют тормозное усилие ловителя.
Когда вагон стоит на наклонном участке, тормозное усилие должно замеряться при движении вагона вперед Fï и назад Fн, при этом действительное тормозное усилие F равно:
, кН (кгс).
Если действительное тормозное усилие меньше расчетного на 5% и более, то необходимо отрегулировать ловитель и провести новое испытание. Результаты испытаний фиксируются актом нижеприведенной формы (приложение 5).
Приложение 5
Форма акта проверки срабатывания и тормозного усилия
ловителей вагона № ________ ППКД
_________________________________________________________________________
(наименование
дороги и предприятия-владельца)
"__"________199__г.
Комиссия в
составе:
1. Председатель
_________________________________________________________
2. Члены
_______________________________________________________________
производила
испытания ловителя, установленного на вагоне №
I. Проверка
действия механизма ловителя:
при ослаблении
тягового каната с правой стороны вагона ловитель и его контакт сработали при
натяжении вспомогательного каната _____ кН (кгс);
при ослаблении
тягового каната с левой стороны вагона ловитель и его контакт сработали при
натяжении вспомогательного каната _____ кН (кгс).
II. Проверка
тормозного усилия, развиваемого ловителем:
при ослаблении
тягового каната ___________________________________________
(результаты
испытаний)
при ослаблении
натяжения _______________________________________________
(результаты испытаний)
На основании
изложенного комиссия считает, что ловитель _____________________
___________________________________________________________________________
(выдержал/не
выдержал испытания и годен/не годен к дальнейшей работе)
После испытания
повреждений ловителя, канатов, вагона не обнаружено (обнаружено)
______________________________________________________________
Подписи
_________________________________________________________________________ (наименование дороги и предприятия-владельца) "__"________199__г. Комиссия в составе: 1. Председатель _________________________________________________________ 2. Члены _______________________________________________________________ производила испытания ловителя, установленного на вагоне № I. Проверка действия механизма ловителя: при ослаблении тягового каната с правой стороны вагона ловитель и его контакт сработали при натяжении вспомогательного каната _____ кН (кгс); при ослаблении тягового каната с левой стороны вагона ловитель и его контакт сработали при натяжении вспомогательного каната _____ кН (кгс). II. Проверка тормозного усилия, развиваемого ловителем: при ослаблении тягового каната ___________________________________________ (результаты испытаний) при ослаблении натяжения _______________________________________________ (результаты испытаний) На основании изложенного комиссия считает, что ловитель _____________________ ___________________________________________________________________________ (выдержал/не выдержал испытания и годен/не годен к дальнейшей работе) После испытания повреждений ловителя, канатов, вагона не обнаружено (обнаружено) ______________________________________________________________ Подписи |
Приложение 6
(рекомендуемое)
Формы журнала осмотра и ремонта ППКД
________________________________________________________________________________________________________________
(наименование дороги)
_________________________________________________________________________________________________________________
(владелец ППКД)
Несущий канат
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Прочие |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Когда, кем и как устранены неполадки |
Замечания и подпись начальника дороги |
||||
число обрывов проволок на двухметровой длине каната |
расстояние наиболее поврежденного места от конца каната у анкера |
общее число обрывов проволок по всей длине каната |
Состояние муфт |
|||||||
переходных |
концевых |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Тяговый и несуще-тяговый канат
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефектов, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, производившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника канатной дороги |
|||
число обрывов проволок на шаге свивки каната |
расстояния наиболее поврежденного места от условной точки на канате |
состояние счалок |
прочие |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Натяжной канат к несущему канату
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Состояние муфт |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены неполадки |
Замечания и подпись начальника дороги |
||||
число обрывов проволок на двухметровой длине каната |
расстояния наиболее поврежденного места от конца каната у анкера |
общее число обрывов проволок по всей длине каната |
переходных |
концевых |
прочих |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Натяжной канат к тяговому и несуще-тяговому канату
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефектов, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
||
число обрывов проволок на шаге свивки каната |
расстояние наиболее поврежденного места от условной точки на канате |
прочие |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Натяжное устройство
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Опоры
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
||
состояние оборудования |
состояние конструкций |
прочие |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Станция
Число, месяц, год |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефекта или неполадки, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
|||
механическое оборудование |
электрическое оборудование |
конструкции |
прочие |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Форма № 8
Подвижной состав
Число, месяц, год |
Номер вагона, кресла (кабины) |
Дата начала эксплуатации |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Приборы безопасности. Аппаратура сигнализации и связи
Число, месяц, год |
Осматриваемый объект |
Результаты осмотра |
Меры по устранению дефекта, срок выполнения, кому поручено |
Подпись лица, проводившего осмотр |
Кем, когда и как устранены замеченные дефекты |
Замечания и подпись начальника дороги |
1 |
2 |
3 , |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ремонт оборудования
Число, месяц, год |
Описание работ |
Подпись механика |
Замечания и подпись начальника дороги |
1 |
2 |
3 |
4 |
Примечания.
1. Форма № 10 ведется механиком ППКД. В графу 2 следует вносить описание работ по ремонту с наименованием замененных частей: смена канатов, их смазка, испытание оборудования и т.п.
2. Документы, подтверждающие качество вновь установленных канатов, примененных при ремонте материалов, электродов, а также качество сварки, должны храниться в специальной папке.
Порядок ведения журнала
Журнал находится на приводной станции и ведется механиком. Формы № 1-9 необходимо составлять:
Форма № 1 - отдельно для каждого несущего каната.
Для несущих канатов необходимо также иметь схемы повреждений канатов с указанием места и числа обрывов проволок.
Форма № 2 - отдельно для тяговых канатов.
На кольцевых дорогах - для несуще-тягового каната.
Форма № 3 и Форма № 4 - отдельно для каждого из указанных канатов.
Форма № 5 - отдельно для каждого натяжного устройства.
Форма № 6 - отдельно для каждой опоры.
Форма № 7 - отдельно для каждой станции.
В форме № 9 следует указывать состояние рабочего и аварийного выключателей, ограничителя скорости и других приборов и устройств безопасности, а также аппаратов сигнализации и связи.
Записи месячного, квартального, годового осмотров отделяются от остальных записей чертой.
При исправном состоянии обследуемого объекта в соответствующих графах делается запись "исправно", в противном случае отмечается, что именно неисправно.
Приложение 7
(рекомендуемое)
Форма журнала учета работы ППКД и передачи смены
_______________________________________________________________________
(наименование дороги)
_______________________________________________________________________
(организация-владелец ППКД)
Число, месяц, год |
Часы начала и конца смены |
Число за смену |
Время перерыва работы ППКД |
Причины остановки ППКД |
Смену сдал |
Смену принял |
Примечание |
||||
рейсов |
пассажиров |
рабочих часов |
начало |
конец |
продолжительность |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Инструкция по ведению журнала
Журнал находится на приводной станции, ведет его машинист. В графе 9 следует подробно описывать причины остановки дороги, в графе 12 - замеченные во время смены неисправности.
Приложение 8
Термины, использованные в настоящих Правилах, и их определения
1. Пассажирская подвесная канатная дорога - сооружение для перевозки пассажиров в подвижном составе по подвешенному канату.
2. Одноканатная дорога с кольцевым движением - дорога с непрерывным кольцевым движением постоянно прикрепленных к несуще-тяговому канату кресел или кабин.
3. Одноканатная дорога с прерывистым движением - дорога с кольцевым прерывистым движением постоянно прикрепленных к несуще-тяговому канату групп кресел или кабин, при проходе станции останавливающихся или переводимых на движение с малой скоростью.
4. Одноканатная маятниковая дорога - дорога с маятниковым движением постоянно прикрепленных к несуще-тяговому канату групп или одиночных кабин.
5. Двухканатная маятниковая дорога - дорога с маятниковым движением по несущему канату вагонов, постоянно прикрепленных к тяговому канату.
6. Несуще-тяговый канат - канат для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава.
7. Несущий канат - канат, по которому перемещается подвижной состав.
8. Тяговый канат - канат для перемещения подвижного состава по несущему канату.
9. Подвижной состав - средство для размещения пассажиров при перевозке по канатной дороге.
10. Кресло - разновидность подвижного состава в виде открытого или полузакрытого сиденья для перевозки от одного до шести пассажиров.
11. Кабина - разновидность полуоткрытого или закрытого подвижного состава для перевозки стоя или сидя от двух до десяти пассажиров.
12. Вагон - разновидность подвижного состава для перевозки стоя свыше десяти пассажиров.
13. Опора - сооружение для поддержания канатов на линии дороги.
14. Опорный башмак - устройство для поддержания несущего и тягового каната на опорах и станциях.
15. Роликовый балансир - система роликов, установленных на опоре для поддержания несуще-тягового каната.
16. Пролет - расстояние между опорами на трассе дороги.
17. Ловитель - устройство на тележке вагона для захвата губками несущего каната при обрыве тягового каната.
СОДЕРЖАНИЕ
ПБ 10-39-93 расположен в сборниках: |
Нравится
Твитнуть |