Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров
SnipHelp.ru

Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров

Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров


Нормативные документы


Нормативно-правовые документы
Документы Системы нормативных документов в строительстве
Справочные пособия к СНиП
Нормативные документы по надзору в области строительства
Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
Директивные письма, положения, рекомендации и др.
Другие национальные стандарты
Нормативные документы субъектов Российской Федерации
Производственно-отраслевые стандарты
Отраслевые стандарты и технические условия
Типовые строительные конструкции, изделия и узлы
Технология строительства
Нормативные документы ЖКХ
Информационные материалы
Разъяснения специалистов
Автомобильные дороги
Энергосбережение и тепловая изоляция


Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров


Статус:Действует
Полное название документа: Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров
Дата актуализации текста и описания:01.10.2008
Дата добавления:01.02.2009
Документ опубликован:журнал "Безопасность труда в промышленности" № 5 2006
Документ разработан:Ростехнадзор


Текст Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров:



МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА РИСКА ДЛЯ ЛИФТОВ, ЭСКАЛАТОРОВ И ПАССАЖИРСКИХ КОНВЕЙЕРОВ

В.С. КОТЕЛЬНИКОВ, канд. техн. наук (Ростехнадзор)

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ  дает следующее определение понятия «безопасность»: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений».

Таким образом, понятия «безопасность» и «риск» непосредственно связаны между собой, и обеспечение безопасности должно базироваться на проведении анализа и оценки риска.

Известно огромное количество методов анализа риска, применяемых в различных областях деятельности человека. Необходимость решения задачи обеспечения безопасности лифтов, пассажирских конвейеров, эскалаторов на всех стадиях жизненного цикла этого оборудования обусловила создание методологии анализа и оценки риска с последующим принятием национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска».

Методология, вошедшая в этот стандарт, нашла широкое применение при проектировании, изготовлении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и модернизации лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, Она явилась важным инструментом при разработке проекта специального технического регламента «О безопасности лифтов», а также национальных стандартов, которые на добровольной основе могут применяться для соблюдения требований указанного технического регламента. В основу данной методологии положена серия логических шагов, осуществляемых в целях систематизированного изучения опасностей, опасных ситуаций и их последствий.

Идентификация опасности, оценка тяжести возможного ущерба и вероятности его нанесения позволят оценить риск для конкретной опасности, после чего принимают решение о мерах для его устранения либо снижения степени риска до приемлемого уровня.

Анализ риска выполняют с целью решить следующие задачи:

- разработать требования безопасности, стандарты, нормы безопасности;

- проверить и оценить обеспечение безопасности при выполнении требований безопасности, норм и стандартов безопасности;

- обеспечить безопасность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров в тех случаях, когда отсутствуют или не могут быть применены требования безопасности, изложенные в действующих стандартах;

- оценить приемлемый риск, связанный с использованием оборудования лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Методология анализа риска может применяться в отношении следующих объектов:

- продукция/нормы:

- стандарты, правила;

- электрическое, гидравлическое и механическое оборудование;

- программные продукты;

- руководства по эксплуатации;

- эксплуатационные характеристики;

- стадии жизненного цикла лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров:

- проектирование;

- изготовление;

- транспортирование;

- монтаж/установка;

- использование по назначению;

- техническое обслуживание;

- демонтаж;

- модернизация;

- обучение персонала;

- область применения - транспортирование:

- людей;

- грузов;

- людей и грузов.

Для анализа и оценки риска, определения мер для его устранения, или снижения нужно составлять полный перечень возможных опасных ситуаций, каждая из которых, в свою очередь, характеризуется потенциальным источником ущерба (опасности), побудительным механизмом, вызывающим опасные последствия (повод), событием или явлением, приводящим к причинению вреда/ущерба (последствия).

В соответствии с общей методологией идентификации подлежат опасности:

- присущие системе (процессу) и характеризующиеся кинематическими, механическими, электрическими параметрами, воспламеняемостью, токсичностью, температурой;

- возникающие вследствие влияния на работающее в безопасных условиях анализируемое оборудование внешних факторов, таких, как температура (например, климатические факторы внешней среды), вода (например, при тушении пожара), землетрясение (сейсмические воздействия на работу лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров), электромагнитная совместимость (электромагнитная эмиссия, помехоустойчивость оборудования);

- связанные с особенностями правильного или неправильного использования анализируемого оборудования: взаимодействие человека и машины, более конкретно - взаимодействие пользователей, обслуживающего и инспектирующего персонала, людей, находящихся в непосредственной близости от используемого оборудования, с лифтами, эскалаторами и пассажирскими конвейерами;

- обусловленные факторами времени использования оборудования (старение и износ компонентов анализируемых машин).

Риск как мера опасности характеризуется вероятностью (частотой) возникновения опасной (аварийной) ситуации и тяжестью ее последствий. В свою очередь вероятность возникновения такой ситуации сама является функцией частоты и продолжительности воздействия опасности (вероятности возникновения опасных событий, вероятности исключения или ограничения ущерба).

В разработанной методике анализа риска приняты шкалы количественной оценки категорий тяжести последствий и частоты опасных ситуаций.

Выделено четыре категории тяжести: катастрофическая, критическая, незначительная и категория, которая может не приниматься в расчет.

К катастрофической категории тяжести относятся последствия, приводящие к смерти людей, полному разрушению (потере) системы, значительному ущербу окружающей среде,

Критическая - характеризуется тяжелым травмированием людей, серьезным повреждением системы или ущербом, нанесенным окружающей среде.

Незначительная - причинение легких травм людям, незначительные повреждения системы или ущерб окружающей среде.

Тяжесть последствия, не приводящего к травмированию людей, повреждению системы или нанесению ущерба окружающей среде, относится к категории, которая может не приниматься в расчет при выполнении анализа.

Вероятность (частота) нанесения ущерба в течение жизненного цикла системы в методике подразделяется на шесть категорий:

- частая - возникает часто;

- вероятная - несколько раз;

- редкая - не менее одного раза;

- маловероятная - может возникнуть;

- невероятная - вероятность слишком мала, и можно считать, что не возникнет;

- невозможная - не может возникнуть, за исключением случаев преднамеренных действий.

Эта классификация вероятности (частоты) нанесения ущерба рассчитана на экспертную оценку, выполняемую специально создаваемой рабочей группой во главе с руководителем-координатором. Все члены рабочей группы должны иметь достаточные знания и практический опыт в области проектирования, изготовления и эксплуатации анализируемого оборудования.

При разработке методики анализа риска изучалась возможность применения количественных оценок, однако на первом этапе было решено ограничиться экспертными методами, Это решение связано не только с необходимостью накопления достоверных статистических данных, но и с желанием гармонизировать методологию анализа риска лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров с международно-признанными методами анализа и оценки рисков в области этого оборудования.

Такая гармонизация особенно важна в связи с широким использованием в России импортного оборудования, а также со стремлением российских производителей выйти на международный рынок.

В методике установлена оценка риска на основе регламентированного сочетания тяжести последствия и частоты его возникновения.

Предусмотрена классификация оценки рисков по четырем уровням;

1 - требуется корректирующее действие для устранения выявленного риска;

2 - необходимо корректирующее действие для уменьшения риска:

3 - нужен дополнительный анализ для определения необходимости каких-либо действий;

4 - выявленный в результате анализа риск приемлем, и никакие корректирующие действия не требуются.

Если в результате анализа и оценки риска установлено, что риск выше допустимого, принимают меры для его устранения (если возможно, за счет изменения конструкции или ее замены). В случае невозможности устранения риска снижают его до приемлемого уровня путем изменения конструкции, введения защитных ограждений и т.п.

При наличии остаточных рисков необходимо проинформировать о них пользователей, обслуживающий персонал, посторонних лиц, находящихся в непосредственной близости от оборудования. К профилактическим мерам могут быть отнесены обучение, использование предупредительных и запрещающих знаков, а также индивидуального защитного оборудования.

В методике предусмотрено использование формы «профиль риска», в которую вносят результаты первоначального анализа риска без учета корректирующих мер. Такая форма называется «исходный профиль риска». Если выявляется необходимость корректирующих мероприятий, риск оценивают вторично и полученные результаты заносят в форму «расчетный профиль риска".

При достижении приемлемого риска анализ завершают оформлением документации, которая должна включать в себя:

- описание анализируемого устройства, оборудования, системы;

- определение опасностей, оценки риска;

- данные об использованной информации;

- предлагаемые формы для устранения и снижения риска;

- информацию об остаточных рисках;

- исходный и расчетный профили рисков.

На следующем этапе планируется использовать накопленный опыт, новые достоверные статистические данные для включения в методику численных показателей при оценке рисков.

Журнал "Безопасность труда в промышленности", № 5/2006 г.


расположен в сборниках:




Нравится










© Методология анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров