Примечания: 1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать от границ проектной застройки городов и границ указанных территорий с учетом перспективы их развития. 2. Численность населения городов принимается на период окончания эксплуатации станции. г) в случае размещения АС в прибрежной полосе водных объектов общего пользования расстояние от береговой линии этих объектов до АС должно быть не менее 1 км; д) размещение АС над источниками водоснабжения с утвержденными запасами подземных вод, используемых или намеченных к использованию для питьевого водоснабжения, не допускается, если не может быть обоснована невозможность их загрязнения радиоактивными веществами; е) запрещается использование наливных водоемов-охладителей АС для водоснабжения объектов, не имеющих отношения к АС; ж) расстояние от атомных станций теплоснабжения (ACT) до границ проектной застройки городов с численностью населения не более 1500 тыс. человек должно быть не менее 5 км. 3.6. На существующих, проектируемых и строящихся атомных станциях, предусматривается создание систем автоматизированного контроля за радиационной обстановкой на территории АС и в зоне наблюдения этих станций, оповещения и информации обслуживающего их персонала и населения о радиационной опасности, а также защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС и в поселках этих станций. Размещение объектов, имеющих СДЯВ, взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества3.7. Строительство базисных складов для хранения СДЯВ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ следует предусматривать в загородной зоне с удалением от городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства согласно действующим общесоюзным и ведомственным нормам. 3.8. Базисные склады нефти и нефтепродуктов, возводимые у берегов рек на расстоянии 200 м и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) городских и сельских поселений, пристаней, речных вокзалов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений, судостроительных и судоремонтных заводов, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 м. При невозможности обеспечить такое размещение базисные склады нефти и нефтепродуктов допускается располагать выше (по течению рек) указанных объектов на расстояниях, предусмотренных нормами проектирования складов нефти и нефтепродуктов. 3.9. При проектировании аэропортов склады горючего и смазочных материалов (ГСМ) должны размещаться на участках, расположенных ниже по отметкам местности относительно основных сооружений аэропортов, соседних предприятий, городских и сельских поселений. В тех случаях, когда расположение складов ГСМ возможно только выше или в одном уровне по отметкам местности относительно указанных объектов, следует предусматривать устройства, исключающие растекание нефтепродуктов при возможном повреждении наземных резервуаров. 3.10. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых зон и промышленных предприятий категорированных городов и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей. На действующих предприятиях, где не обеспечено это условие, необходимо по периметру территории этих предприятий устраивать полотно автомобильных дорог, поднятое над спланированной территорией объекта на высоту, обеспечивающую удержание разлива жидкостей в количестве не менее 50% от емкостей всех резервуаров и технологических установок с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов необходимо размещать в соответствии с требованиями норм проектирования указанных хранилищ. 3.11. При размещении в категорированных городах и на объектах особой важности баз и складов для хранения СДЯВ и взрывоопасных веществ запасы указанных веществ на этих базах и складах устанавливаются министерствами и ведомствами СССР, а также государственными объединениями предприятий по согласованию с Советами Министров союзных и автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, а министерствами и ведомствами союзных республик - в соответствии с решениями Советов Министров союзных республик. Размещение других народнохозяйственных объектов3.12. Строительство новых баз, распределительных холодильников и других хранилищ, предназначенных для хранения товаров текущего снабжения населения категорированных городов и объектов, должно осуществляться в объеме, не превышающем потребностей в складских емкостях для хранения запасов этих товаров в соответствии с нормами, устанавливаемыми Советами Министров союзных республик по согласованию с заинтересованными организациями. Строительство новых баз и складов системы Госснаба СССР в категорированных городах должно осуществляться в объеме, не превышающем потребность в складских емкостях, предназначенных для снабжения материальными ресурсами промышленных предприятий этих городов по нормам, устанавливаемым Госснабом СССР. Базисные продовольственные склады, предназначенные для текущего снабжения населения категорированных городов продуктами питания, следует размещать на окраинах этих городов. Не допускается концентрация в одном месте продовольственных складов, снабжающих население категорированного города основными видами продуктов питания. 3.13. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости областного и республиканского значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, сверх указанных в п. 3.12 настоящих Норм должны размещаться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. 3.14. В зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается строительство новых городских и сельских поселений, а также объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение. Такое строительство допускается лишь в исключительных случаях и с проведением соответствующих защитных мероприятий. В существующих городах запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления. 3.15. Больницы восстановительного лечения для выздоравливающих, онкологические, туберкулезные и психиатрические больницы, а также пансионаты (за исключением пансионатов для престарелых и профилакториев для трудящихся), дома и базы отдыха, санатории, туристические базы и приюты, пионерские, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также кооперативно-садоводческие товарищества, как правило, должны размещаться в загородной зоне. Развитие сети указанных хозяйств, учреждении и кооперативно-садоводческих товариществ в загородной зоне должно осуществляться с учетом использования их в военное время для размещения населения, эвакуируемого из категорированных городов, и развертывания лечебных учреждений. Лечебные учреждения, развертываемые в военное время, также должны размещаться в загородной зоне в приспосабливаемых для них капитальных общественных зданиях и сооружениях круглогодичного функционирования (общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, школах-интернатах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах и кемпингах, гостиницах и мотелях, пионерских лагерях, базах отдыха трудящихся, административных зданиях, дворцах культуры и клубах), имеющих общую площадь не менее 2000 м2. При размещении эвакуируемого населения в загородной зоне его обеспечение жильем осуществляется из расчета 2,5 м2 общей площади на одного человека. 3.16. В подземных горных выработках, в том числе пройденных по заданным параметрам, при технической возможности и экономической целесообразности следует размешать объекты и производства, имеющие важное оборонное и народнохозяйственное значение, базы государственных материальных и продовольственных резервов, распределительные холодильники, склады жидкого топлива и других стратегических материалов и сырья. 3.17. Размещение объектов народного хозяйства в подземных горных выработках и их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.55-85. Планировка и застройка городов3.18. Некатегорированные города - центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе малых и средних городов систем расселения краев, автономных областей, областей, должны размещаться от границ проектной застройки категорированных городов на расстояниях, указанных в п. 3.1 настоящих Норм, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их проектной застройки необходимо принимать по табл. 3. Таблица 3
3.19. Территориальное развитие городов в межрайонной системе расселения, в том числе категорированных городов, как правило, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов. 3.20. В генеральных планах категорированных городов следует проводить выделение внутригородских планировочных и жилых районов, численность населения которых необходимо принимать в соответствии с табл. 4. Таблица 4
Примечание. Для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока численность населения жилых районов независимо от принадлежности города к группе по гражданской обороне следует принимать: не более 10 тыс. человек - для городов с численностью населения до 100 тыс. человек; не более 15 тыс. человек - для городов с численностью населения более 100 тыс. человек. 3.21. Максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов городов (брутто), чел./га, не должна превышать показателей, приведенных в табл. 5. 3.22. При застройке селитебных зон городов этажность зданий не должна превышать 10 этажей. Таблица 5
Примечание. В городах, расположенных на неподрабатываемых горными работами территориях в районах залегания полезных ископаемых, максимальную плотность населения микрорайонов допускается увеличивать: в периферийных районах городов - на 5%; в центральных районах городов - на 10%. На подрабатываемых территориях тех же районов плотность населения микрорайонов следует уменьшать на 10%. 3.23. В проекте генерального плана категорированного города, а также в проекте детальной планировки, в проекте (рабочем проекте) застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса или группы общественных зданий и сооружений, в проектах (рабочих проектах) вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых действующих предприятий промышленности, энергетики, транспорта и связи указанного города разрабатывается план «желтых линий» - максимально допустимых границ зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных, как правило, вдоль городских магистралей устойчивого функционирования. Ширину незаваливаемой части дороги в пределах «желтых линий» следует принимать не менее 7 м. 3.24. Разрывы от «желтых линий» до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с обязательным приложением 3. Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах «желтых линий». 3.25. При планировке и застройке новых, расширении и реконструкции существующих категорированных городов зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории города (водоемы, спортивные площадки и т.п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории города противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км2 при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III, IIIa степеней огнестойкости и не более 0,25 км2 при преобладающей застройке зданиями IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости. Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей города (в случае его поражения) в парки и леса загородной зоны. 3.26. Магистральные улицы категорированных городов должны прокладываться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и промышленных районов на загородные дороги не менее чем по двум направлениям. Указанные магистрали должны иметь пересечения с другими магистральными автомобильными и железными дорогами в разных уровнях. При соответствующих обоснованиях допускается создание систем многоуровневых остановочно-пересадочных узлов, включающих остановки общественного транспорта, станции метрополитена (скоростного трамвая), транспортные пересечения, подземные пешеходные переходы. 3.27. При проектировании внутригородской транспортной сети категорированных городов следует обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и промышленными районами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы города, а также наиболее короткую и удобную связь центра города, городских жилых и промышленных районов с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными и морскими портами, аэропортами. При проектировании транспортной сети необходимо предусматривать дублирование путей сообщения по территории города и прилегающему району. В категорированных городах пересечения улиц и автомобильных дорог в разных уровнях с железными дорогами, а также автомобильных дорог между собой должны иметь дублирующие запасные переезды в одном уровне на расстояния не менее 50 м от путепровода. 3.28. При планировке, застройке новых и развитии существующих категорированных городов новые сортировочные железнодорожные станции и узлы следует размещать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. На территории города разрешается размещать только пассажирские и грузовые станции. При реконструкции районов категорированных городов следует предусматривать вынос существующих сортировочных железнодорожных станций и узлов за пределы зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. 3.29. Гаражи для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные дело и трамвайные парки категорированных городов должны размещаться рассредоточенно и преимущественно на окраинах городов или в подземной части города. 3.30. Гаражные помещения зданий пожарных депо должны обеспечивать размещение 100% резерва основных пожарных машин (машин, подающих на пожар огнегасительные вещества). 3.31. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует размещать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м3 воды на 1 км2 территории города (объекта). На территории категорированных городов через каждые 500 м береговой полосы рек и водоемов следует предусматривать устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно. 4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
|
Наименование |
Избыточное
давление во фронте ударной волны |
Унифицированные необслуживаемые усилительные и регенерационные пункты (НУП и НРП МКЛС) - независимо от зон размещения |
500 (5) |
Территориальные автоматизированные узлы управления и коммутации (ТАУК), автоматизированные узлы управления и коммутации (АУК), территориальные сетевые узлы (ТСУ) и сетевые узлы переключения (СУП), узлы автоматической коммутации телефонные (УАК) и телеграфные (У-1) - независимо от зон размещения |
200 (2) |
Сетевые узлы выделения 1-го класса (СУВ-1), размещенные в зоне возможных разрушений |
200 (2) |
Сетевые узлы выделения 1-го класса (СУВ-1), размещенные вне зон возможных разрушений |
Незащищенные |
6.4. Здания незащищенных СУВ МКЛС всех типов, здания обслуживаемых радиорелейных станций, жилые дома всех сетевых узлов должны иметь противорадиационные укрытия, обеспечивающие защиту обслуживающего персонала и членов их семей.
6.5. Сетевые узлы, с которых обеспечивается передача каналов для одной и той же магистральной сетевой станции (МСС), а также сетевые узлы, дислоцируемые в соседних областях (краях, автономных республиках), должны размещаться один от другого на расстоянии не менее 30 км с учетом перспектив расширения территории застройки городов по их генеральному плану.
6.6. Магистральные кабельные и радиорелейные линии связи, идущие в одном географическом направлении, должны, как правило, проектироваться по разнесенным трассам, не попадающим в одни и те же зоны возможного разрушения или катастрофического затопления.
6.7. Строительство радиорелейных линий связи по трассе МКЛС допускается при условии распределения между ними пучков организуемых каналов, при этом размещение сетевых узлов единой автоматизированной сети связи (ЕАСС) и узловых радиорелейных станций (УРС) должно предусматриваться с учетом возможности использования передвижных средств резервирования.
6.8. По каждой трассе должно предусматриваться строительство только одной МКЛС. Повторная прокладка МКЛС по одной трассе с существующими МКЛС допускается в исключительных случаях - при невозможности изыскания новых трасс в заданном направлении.
6.9. Переходы МКЛС через судоходные реки должны предусматриваться по двум створам, разнесенными один от другого в соответствии с действующими нормами.
6.10. Для обеспечения надежности передачи наиболее важной информации и оперативности перестройки сети в процессе эксплуатации с учетом конкретно возникающих ситуаций должно предусматриваться взаимодействие систем управления ведомственных сетей с системами оперативно-технического управления (СОТУ) общегосударственной первичной сети ЕАСС.
6.11. При проектировании ведомственных первичных сетей необходимо предусматривать их увязку с общегосударственной первичной сетью ЕАСС путем организации соединительных линий между ведомственными узлами и близлежащими сетевыми узлами связи ЕАСС.
6.12. На сетевых узлах следует предусматривать возможность установки оборудования службы оперативно-технического управления и резерв площадей и электропитающих устройств для организации при необходимости дополнительных каналов связи к объектам Минобороны СССР и КГБ СССР.
6.13. На каждые 1000 км трассы кабельной или радиорелейной магистральной линии связи, как правило, должны предусматриваться шесть передвижных радиорелейных станций (РРС), используемых в качестве вставок при восстановлении поврежденных линий, и один спецгараж для них с помещением для хранения резервных кабелей. Спецгараж следует располагать на площадке одного из сетевых узлов данной линии, расположенного вне зон возможных разрушений.
6.14. Для возможности подключения подвижных средств связи, включая средства Минобороны СССР, к сетевым узлам на их территории необходимо предусматривать выносной коммутационный шкаф (ВКШ), соединенный с линейно-аппаратным цехом (ЛАЦ) симметричными или коаксиальными линейными кабелями.
6.15. При проектировании новых или реконструкции существующих автоматических телефонных станций (АТС) категорированных городов необходимо предусматривать:
прокладку кабелей межшкафных связей с расчетом передачи части абонентской емкости из каждого района АТС в соседние районы;
прокладку соединительных кабелей от ведомственных АТС к ближайшим распределительным шкафам городской телефонной сети;
установку на АТС специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения гражданской обороны (по заданию местных штабов гражданской обороны).
6.16. В категорированных городах при проектировании городских запасных пунктов управления (ЗПУ) необходимо предусматривать размещение в них защищенных узлов связи. От пунктов управления объектов народного хозяйства до этих узлов связи должны прокладываться подземные кабельные линии связи в обход наземных коммутационных устройств.
6.17. Передающие и приемные радиостанции (радиоцентры), узловые станции магистральных радиорелейных линий (прямой видимости и тропосферного рассеяния) и наземные станции космической связи с выделением телефонных каналов, а также радиобюро, приемные и передающие радиостанции должны размещаться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.18. Для передающих и приемных радиостанций (радиоцентров), имеющих общесоюзное и оборонное значение, необходимо предусматривать установку в защищенных сооружениях соответственно не менее двух коротковолновых передатчиков общей мощностью 20-25 кВт и 10-15% от общего числа радиоприемников с автономными источниками электроснабжения, а также необходимое количество резервных быстроразворачиваемых антенн.
Мощность этих источников электроснабжения определяется потреблением электроэнергии указанным оборудованием.
6.19. От передающих и приемных радиостанций (радиоцентров) должны прокладываться соединительные линии к сетевым узлам ЕАСС и загородным узлам связи пунктов управления, с которых обеспечивается работа этих радиостанций (радиоцентров), а также предусматриваться соединительные линии между соответствующими передающими и приемными радиостанциями (радиоцентрами) в обход категорированных городов и объектов.
6.20. Городские сети проводного вещания должны обеспечивать устойчивую работу систем оповещения.
При проектировании этих сетей в категорированных городах следует предусматривать:
кабельные линии связи;
подвижные средства резервирования станционных устройств;
резервные подвижные средства оповещения сетей проводного вещания всех городов и районных центров.
6.21. Радиотрансляционные сети городских и сельских поселений должны иметь (по заданию местных штабов гражданской обороны) требуемое по расчету число громкоговорящих средств оповещения населения.
Радиовещание и телевидение
6.22. Для повышения устойчивости работы центрального, республиканского и зонального радиовещания следует предусматривать:
строительство защищенных запасных центров вещания (ЗЦВ) и кабельных линий их привязки к коммутационно-распределительным аппаратным, создаваемым на узлах связи Минсвязи СССР. При этом ограждающие конструкции защищенных сооружений ЗЦВ должны рассчитываться на избыточное давление во фронте ударной волны: для объектов центрального радиовещания DPф = 200 кПа (2 кгс/см2), для объектов республиканского и зонального радиовещания DРф =100 кПа (1 кгс/см2);
размещение радиовещательных комплексов гостелерадио союзных республик и зональных телерадиокомитетов в РСФСР в защищенных рабочих помещениях соответствующих пунктов управления партийных комитетов и советских органов союзных республик, а также строительство кабельных линии их привязки к ЗЦВ Гостелерадио СССР;
передачу (распределение) программ вещания только по кабельным магистральным и внутризоновым линиям связи общегосударственной ЕАСС;
создание в составе объектов Минсвязи СССР (обслуживаемых усилительных пунктов, радиоцентров и др.), расположенных за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, дублирующих аппаратно-студийных блоков и пунктов подключения передвижных средств Гостелерадио СССР. Создание и размещение указанных вспомогательных комплексов осуществляется по совместным планам Гостелерадио СССР и Минсвязи СССР, согласованным с заинтересованными организациями.
6.23. Повышение устойчивой работы местного, а также городского радиовещания в категорированных городах необходимо обеспечивать путем:
размещения радиовещательных комплексов местных телерадиокомитетов и коммутационно-распределительных аппаратных Минсвязи СССР в защищенных рабочих помещениях пунктов управления партийных комитетов и советских органов автономных республик, краев, областей и категорированных городов;
передачи (распределения) программ вещания только по кабельным магистральным и внутризоновым линиям связи общегосударственной ЕАСС, а также по кабельным радиотрансляционным сетям категорированных городов, перечень которых согласовывается Штабом ГО СССР, Минсвязи СССР и Гостелерадио СССР;
использования радиодомов, радиотелецентров и радиовещательных речевых студий предприятий связи в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах.
6.24. В целях повышения устойчивости центрального и республиканского телевизионного вещания следует создавать загородные незащищенные производственные базы телецентров, располагаемые вблизи узловых радиорелейных станций и станций космической связи за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7. ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Железные дороги колеи 1520
мм общей сети
7.1. Крупные железнодорожные узлы и станции, расположенные в категорированных городах (или являющиеся отдельно стоящими объектами особой важности), выход из строя которых в военное время может вызвать длительные перебои в движении поездов, должны иметь обходы и угловые соединительные пути для пропуска поездов без захода в узел или на станцию.
Удаление обходов от станций устанавливается МПС СССР исходя из значения станций и условий местности.
Пропуск, обработка и отстой поездов с разрядными грузами (взрывчатых веществ и материалов, СДЯВ и пр.) должны осуществляться только по обходам.
Площадки для перегрузки (перекачки) этих грузов, железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн) с разрядными грузами должны быть удалены на расстояние не менее 250 м от жилых домов, производственных и складских зданий, от мест стоянки других поездов. Указанные объекты оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случаи разлива СДЯВ, а также локальной системой оповещения об аварии со СДЯВ работающего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.
7.2. Для организации безостановочного пропуска поездов в заданных размерах движения через железнодорожные узлы и станции, отнесенные к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, а также узлы и станции, находящиеся в категорированных городах, следует подготавливать предузловые станции, расположенные вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.3. Примыкание новых линий к крупным железнодорожным узлам, расположенным в категорированных городах, как правило, не допускается, а должно осуществляться к предузловым участковым или промежуточным станциям, расположенным вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.4. При строительстве новых и реконструкции действующих железнодорожных линий, а также при развитии узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или являющихся отдельно стоящими объектами особой важности), пропускная способность линий пригодных участков должна определяться с учетом обеспечения перевозок по подвозу рабочих смен и эвакуации населения. Расчетные размеры движения устанавливаются заданием на проектирование.
7.5. Вновь проектируемые путепроводы на развязках подходов железнодорожных линий к узловым станциям, находящимся в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, следует располагать по возможности рассредоточенно.
7.6. Вновь проектируемые базы-стоянки резерва подвижного состава, базы и склады материальных резервов (в том числе восстановительных материалов, конструкции и специальных запасов), базисные склады горючего и смазочных материалов (в том числе дизельного топлива и масел), дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, кустовые вычислительные центры и другие производственные объекты аналогичного назначения должны размещаться, как правило, вне зон возможных разрушений и возможного катастрофического затопления.
7.7. Вновь проектируемые и реконструируемые дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, моечные установки локомотивных и вагонных депо, а также промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, должны быть приспособлены для обеззараживания подвижного состава.
Кроме того, на магистральных железнодорожных линиях, находящихся в границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, на входах и выходах из этой зоны должны быть предусмотрены площадки и специальные устройства, необходимые для развертывания передвижных пунктов специальной обработки подвижного состава и санитарной обработки населения.
7.8. При электрификации железнодорожных линий следует предусматривать сохранение обустройств тепловозного хозяйства, создание баз-стоянок для запаса тепловозов, а также емкостей для горючего и смазочных материалов в целях обеспечения при необходимости перехода на тепловозную тягу. Сохранение обустройств тепловозного хозяйства, запаса тепловозов, а также использование приспособленных устройств электрической тяги должно обеспечивать выполнение части расчетных размеров движения, устанавливаемой заданием на проектирование.
7.9. Вновь проектируемые пункты стыкования участков электрической тяги на разных системах тока должны располагаться, как правило, вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.10. Схема внешнего электроснабжения электрифицируемых участков железных дорог должна предусматривать двустороннее питание тяговых подстанций от независимых источников электропитания.
Пропускная способность этих участков по устройствам внешнего электроснабжения должна обеспечивать заданные размеры движения поездов в случае выпадения одного из источников внешнего электроснабжения.
7.11. Вновь строящиеся тяговые подстанции должны располагаться за пределами зон возможных сильных разрушении и зон возможного катастрофического затопления. При этом мощности соседних тяговых подстанций и сечение проводов контактной сети должны быть рассчитаны на обеспечение заданных размеров движения при условии выпадения одной из указанных тяговых подстанций.
7.12. На тяговых подстанциях, оборудуемых устройствами автоматики и телемеханики, необходимо предусматривать возможность перевода их на местное управление.
Тяговые подстанции должны иметь энергодиспетчерскую связь с загородными пунктами управления отделений дорог.
7.13. При проектировании новых и реконструкции действующих устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи железнодорожных узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или отдельно стоящих узлов и станций, отнесенных к объектам особой важности), а также железнодорожных линий, примыкающих к этим узлам и станциям, следует предусматривать в пределах зон возможных сильных разрушений прокладку подземных (подводных) кабельных высоковольтных линий питания этих устройств.
Линии магистральной и дорожной связи должны иметь обходы категорированных городов, трассы которых следует прокладывать вне зон возможных сильных разрушений.
7.14. Для обеспечения электропитания устройств СЦБ, связи и водоснабжения должны предусматриваться стационарные резервные автономные источники электропитания.
Количество, мощность, защищенность и места установки стационарных резервных автономных источников электропитания определяются соответствующими заданиями на проектирование.
7.15. Управления и отделения железных дорог, расположенные в категорированных городах, должны иметь запасные пункты управления, размещаемые вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Для оперативного состава работников управлений и отделений железных дорог, а также дежурного оперативно-распорядительного персонала железнодорожных станций, отнесенных к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, остающегося в местах постоянной дислокации, необходимо предусматривать защищенные пункты управления, оборудованные минимально необходимыми техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог.
Метрополитены
7.16. При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов следует предусматривать приспособление их под убежища для защиты населения в мирное и военное время.
7.17. Проектирование приспособления метрополитенов для защиты населения осуществляется по заданиям, согласованным с Минобороны СССР (Штабом ГО СССР) и соответствующими исполкомами городских Советов народных депутатов.
Примечание. Требования настоящих Норм распространяются также на проектирование приспособления под убежища подземных участков скоростного трамвая.
7.18. Размещение укрываемого населения в метрополитене следует предусматривать на платформах станций, в поездах, стоящих у платформ, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках между разными линиями и ветках в электродепо.
На участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях в неустойчивых водонасыщенных грунтах размещение укрываемого населения предусматривать не следует.
7.19. Расчетное количество населения, укрываемого в метрополитенах, следует определять по нормам площади на одного укрываемого человека.
7.20. Количество и пропускная способность входов на станции метрополитена определяются из расчета ожидаемых пассажирских потоков мирного времени.
Дополнительные входы на перегонах предусматриваются в соответствии с заданиями исходя из расчетного количества укрываемых и времени заполнения ими этих перегонов.
Все входы в метрополитены должны оборудоваться устройствами с местным и дистанционным управлением, регулирующими поток укрываемых.
7.21. Линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища, необходимо изолировать от внешней среды и разделять на отсеки защитно-герметическими затворами.
7.22. Строительные конструкции и защитные устройства подземных сооружений метрополитенов, приспосабливаемых для защиты населения, а также сооружений жизнеобеспечения укрываемого населения следует рассчитывать на нагрузки от воздействия ядерного взрыва при избыточном давлении во фронте воздушной ударной волны на поверхности земли:
300 кПа (3 кгс/см2) - для линий глубокого заложения;
100 кПа (1 кгс/см2) - для линий мелкого заложения.
7.23. На два-три отсека следует предусматривать, как правило, один защищенный эвакуационный выход, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли.
7.24. Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых под убежища, следует принимать равной двум суткам.
Для жизнеобеспечения укрываемого населения необходимо предусматривать защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи, оповещения и противопожарные. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых людей необходимо предусматривать приспособление в этих целях отдельных служебных помещений на станциях и в вестибюлях.
Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, следует использовать для жизнеобеспечения укрываемого населения.
7.25. Резервное электроснабжение, а также воздухоснабжение необходимо предусматривать по децентрализованной системе соответственно от защищенных дизельных электростанций (ДЭС) и фильтровентиляционных установок (ФВУ), как правило, из расчета на два-три отсека.
7.26. Систему воздухоснабжения следует проектировать для работы по режиму чистой вентиляции и фильтровентиляции. Кроме того, необходимо предусматривать режим пребывания укрываемых на постоянном объеме внутреннего воздуха с его рециркуляцией.
Вентиляционные каналы системы воздухоснабжения следует отделять от внешней среды клапанами-отсекателями, срабатывающими от воздействия воздушной ударной волны, и защитно-герметическими затворами.
В системе воздухоснабжения необходимо предусматривать автоматизированный контроль за содержанием вредных примесей в наружном воздухе и за его параметрами.
7.27. Для оперативного руководства работой метрополитенов в режиме убежищ, а также управления устройствами защиты и жизнеобеспечения следует предусматривать создание защищенных командных пунктов.
Автомобильные дороги
7.28. Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения общей сети Союза ССР следует прокладывать не ближе 2 км от границ проектной застройки категорированных городов.
В тех случаях, когда указанные дороги проходят через категорированные города, необходимо предусматривать строительство обходных автомобильных дорог, прокладываемых не ближе 2 км от границ проектной застройки городов.
7.29. При развитии сети автомобильных дорог следует предусматривать стыковку городских магистралей с загородными магистральными дорогами, а также строительство автомобильных подъездных путей к железнодорожным станциям и портам - пунктам посадки (высадки) эвакуируемого населения.
7.30. Автодорожные и железнодорожные мосты через судоходные реки, размещаемые вне категорированных городов, следует располагать на расстояниях, исключающих их одновременное разрушение одним ядерным взрывом.
7.31. На автомобильных магистралях, пересекающих зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, в местах их пересечения с границей этой зоны необходимо предусматривать строительство площадок для мойки и осмотра автотранспорта, приспосабливаемых в случае аварий на АС для специальной обработки подвижного состава автотранспорта, сельскохозяйственных животных, одежды и предметов домашнего обихода, а также для санитарной обработки людей.
7.32. В зоне возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) АС следует проектировать не менее двух дорог с твердым покрытием, обеспечивающих выход на АС с трех-четырех противоположных направлений.
Магистральные трубопроводы
7.33. Трассы магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) при наземной прокладке труб должны проходить за пределами зон возможных разрушений, а при заглубленном их размещении - вне зон возможных сильных разрушений.
В зонах возможных слабых разрушений допускается открытая (незаглубленная) прокладка магистральных трубопроводов только через препятствия.
При прокладке магистральных трубопроводов в зонах возможного катастрофического затопления следует сводить до минимума количество открытых (незаглубленных) участков и предусматривать мероприятия, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию.
7.34. Максимально допустимый объем транспортирования нефти (нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов) или газа (газового конденсата) в одном техническом коридоре магистральных трубопроводов следует принимать равным 260 млн. т условного топлива в год.
В случае совместной прокладки в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов, трубопроводов сжиженных углеводородных газов) и газопроводов (газовых конденсатопроводов) допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании увеличивать этот объем до 370 млн. т условного топлива в год.
7.35. Расстояние между техническими коридорами магистральных трубопроводов следует принимать, как правило, не менее 30 км.
При соответствующем обосновании допускается уменьшать это расстояние до 15 км на участках со сложными топографическими условиями.
7.36. Перекачивающие насосные и компрессорные станции по трассе магистральных трубопроводов необходимо располагать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Расстояния между перекачивающими насосными и компрессорными станциями как в одном коридоре, так и в соседних технических коридорах магистральных трубопроводов следует принимать не менее 30 км.
Минимальное удаление трубопроводов, перекачивающих насосных и компрессорных станций от зданий и сооружений необходимо принимать в соответствии с требованиями норм проектирования магистральных трубопроводов.
7.37. При проектировании магистральных газопроводов следует предусматривать кольцевание их с существующими и строящимися газопроводами.
Объекты морского и речного транспорта
7.38. На береговых объектах морского и речного транспорта инженерно-технические мероприятия должны предусматривать:
создание для портов, судоремонтных заводов (СРЗ) и ремонтно-эксплуатационных баз речного флота (РЭБ), находящихся в зонах возможных сильных разрушений, в запасных перегрузочных пунктах (ЗПП), пунктах выполнения морских перегрузочных работ в рейдовых условиях, запасных морских перегрузочных районах (ЗМПР), а также на запасных судоремонтных базах (ЗСБ), в морских пунктах переоборудования и судоремонта в условиях рассредоточения (ППСР) и на стоянках плавучих доков;
устойчивое снабжение береговых объектов электроэнергией (в том числе за счет передачи электроэнергии на берег от судовых электростанций), водой, горючим, смазочными и другими материалами, запасными частями;
разработку и осуществление комплекса мероприятий по защите объектов морского транспорта от воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов, а объектов речного транспорта - от воздействия волны прорыва при разрушении напорного фронта гидроузлов с учетом возможной форсированной сработки водохранилищ.
7.39. ЗПП, ЗСБ и стоянки для плавучих доков следует создавать в существующих некатегорированных, 1-й и 2-й категории по гражданской обороне портах и в портовых пунктах, а также на необорудованных побережьях и берегах рек, расположенных вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон поражающего воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов и зон возможного катастрофического затопления.
Создание ЗПП и ЗСБ необходимо осуществлять в основном за счет использования подвижных перегрузочных и судоремонтных средств с привлечением плавсредств портового и технического флота.
Количество ЗПП и ЗСБ, их мощности и места расположения определяются Минморфлотом СССР и Минречфлотом РСФСР, а также Главречфлотами или соответствующими им управлениями при Советах Министров союзных республик по согласованию при необходимости с Минобороны СССР.
7.40. ЗПП, ЗСБ, места, выбранные для производства грузовых операций на необорудованном побережье, и пункты рейдовых перегрузочных работ должны быть связаны с железнодорожной или автодорожной сетью общегосударственного (республиканского) значения.
7.41. При компоновке генерального плана порта следует предусматривать чередование закрытых складов с площадками для грузов открытого хранения, а при компоновке генерального плана СРЗ - закрытых производственных зданий с открытыми площадками для производства ремонтных работ и складирования крупногабаритных узлов, деталей и материалов.
7.42. При проектировании постов и СРЗ защитные сооружения гражданской обороны, как правило, должны располагаться вне зон возможного затопления гравитационными волнами подводных ядерных взрывов или волнами прорыва при разрушении гидроузлов. В случае отсутствия незатапливаемой территории защитные сооружения следует располагать в местах воздействия указанных волн такой высоты, которые не будут создавать давления, превышающего расчетное для указанных сооружений.
7.43. Причалы для погрузки (выгрузки) разрядных грузов (взрывчатых веществ и материалов, СДЯВ и пр.), железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн), акватория для судов с такими грузами должны быть удалены на расстояние не менее 250 м от жилых, производственных и складских зданий, а также от остальных причалов, мест стоянки судов с другими грузами и мест складирования самовозгорающихся и легковоспламеняющихся грузов.
Указанные береговые объекты с разрядными грузами оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случай разлива СДЯВ, а также локальной системой оповещения об аварии со СДЯВ работающего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.
7.44. При проектировании перевалочных и бункеровочных нефтебаз следует предусматривать возможность беспричального слива жидкого топлива на суда из железнодорожных цистерн, а также использование танкеров в качестве плавучих бункеровочных нефтебаз.
7.45. Управления пароходств, порты и СРЗ, расположенные в категорированных городах, а также отдельно расположенные порты и СРЗ особой важности должны иметь защищенные пункты управления.
7.46. ЗПП, ЗСБ и базы стоянок плавучих средств должны обеспечиваться необходимыми средствами связи, достаточными для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны, осуществления руководства перегрузочными работами, промышленной деятельностью предприятий, а также управления движением флота.
Объекты воздушного транспорта
7.47. В целях повышения устойчивости функционирования гражданской авиации (ГА) в военное время для авиационных отрядов предусматриваются аэродромы рассредоточения.
7.48. В качестве аэродромов рассредоточения предусматривается использование (при необходимости с заблаговременным дооборудованием) всех аэродромов и в первую очередь находящихся за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, а также отдельных участков автомобильных дорог, специально подготавливаемых в мирное время.
7.49. При строительстве новых и реконструкции существующих аэропортов необходимо предусматривать инженерно-технические мероприятия по санитарной обработке людей, обеззараживанию техники и имущества.
7.50. При проектировании новых аэропортов, а также при реконструкции существующих складов горючего и смазочных материалов (ГСМ) аэропортов, расположенных в зонах возможных разрушений, следует предусматривать строительство подземных емкостей ГСМ. При соответствующем обосновании допускается хранение ГСМ в наземных обвалованных емкостях.
7.51. Аэропорты, расположенные вне зон возможных разрушений, должны обеспечиваться централизованным электроснабжением от расположенных вне зон возможных разрушений внешних источников электроэнергии и электрических сетей.
В случаях если сети электроснабжения аэропортов проходят в пределах зон возможных разрушений, их следует предусматривать в кабельном исполнении.
7.52. Для управления в особый период воздушным движением, производством, гражданской обороной и воздушным движением в районах аэродромов на территориях аэропортов гражданской авиации создаются защищенные пункты управления аэропортов (ЗПУА).
7.53. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью и гражданской обороной авиапредприятии должны создаваться защищенные пункты управления объединенных авиационных отрядов (ЗПУ ОАО). В базовых аэропортах ЗПУ ОАО должны выполнять и функции ЗПУА.
7.54. В целях повышения устойчивости системы управления воздушным движением должны создаваться защищенные пункты управления районных центров Единой системы управления воздушным движением (ЗПУ РЦ ЕС УВД). Располагать их следует, как правило, вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. В отдельных случаях они могут быть совмещены с другими пунктами управления авиацией.
7.55. Защищенные пункты управления различного назначения и передающие радиоцентры для них должны иметь степень защиты в соответствии с требованиями настоящих Норм.
Передающие радиоцентры следует располагать по возможности вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
8. ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКЦИИ
ЖИВОТНОВОДСТВА И РАСТЕНИЕВОДСТВА
Защита сельскохозяйственных
животных
8.1. В районах, расположенных за пределами зон возможных разрушений категорированных городов и объектов, следует предусматривать защиту сельскохозяйственных животных в военное время от радиоактивного заражения (загрязнения).
Подготовительные инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие осуществление указанной защиты животных, должны проводиться заблаговременно, в мирное время, с учетом обеспечения возможного перехода на соответствующий режим защиты в течение одних суток.
8.2. При радиоактивном заражении (загрязнении) местности животноводческие помещения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них животных в течение не менее двух суток. На этот период необходимо иметь защищенные запасы кормов и воды.
8.3. Для обеспечения животных водой на фермах и комплексах оборудуются защищенные водозаборные скважины. В качестве резервного водоснабжения следует предусматривать использование существующих и вновь устраиваемых шахтных или трубчатых колодцев, а также защищенных резервуаров.
8.4. Для проведения ветеринарной обработки зараженных (загрязненных) животных на фермах и комплексах следует предусматривать оборудование специальных площадок.
8.5. На животноводческих фермах и комплексах, а также птицефабриках необходимо предусматривать автономные источники электроснабжения.
Защита продукции животноводства, растениеводства и продовольственных товаров
8.6. При проектировании новых и реконструкции действующих предприятий по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для храпения продовольственных
товаров должна предусматриваться защита этой продукции и товаров от заражения (загрязнения) аэрозолями радиоактивных веществ (РВ) и отравляющих веществ (ОВ), биологических (бактериальных) средств (БС).
8.7. Ограждающие строительные конструкции производственных зданий и сооружений на предприятиях по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия должны иметь необходимую непроницаемость для аэрозолей РВ, ОВ и БС, обеспечиваемую за счет уплотнения или герметизации этих конструкций.
8.8. Проектирование уплотнения (герметизации) помещений предприятий, перерабатывающих продукцию животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия следует осуществлять в соответствии с Основными требованиями по уплотнению (герметизации) ограждающих строительных конструкций продовольственных баз, холодильников, складов и других помещений, предназначаемых для хранения продовольственных товаров, пищевого сырья и фуража, для защиты их от средств массового поражения, утвержденными совместным приказом начальника Гражданской обороны СССР и Госстроя СССР по согласованию с Госпланом СССР.
8.9. Склады, предназначенные для хранения продовольствия в газовой среде, относятся к герметизированным и дополнительной герметизации не подлежат.
9. СВЕТОВАЯ МАСКИРОВКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
9.1. Световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40-0,76 мкм).
9.2. Требования настоящего раздела распространяются на городские и сельские поселения и объекты народного хозяйства, расположенные в зоне светомаскировки, включающей территории союзных и автономных республик, краев и областей, согласно табл. 7.
Таблица 7
Союзные
и автономные республики, края и области, |
|
Алтайский край (только Горно-Алтайская автономная область) |
Дагестанская АССР |
Краснодарский кран |
Кабардино-Балкарская ССР |
Красноярский край (за исключением Северо- |
Калмыцкая ССР |
Енисейского, Туруханского, Тюхтетского |
Карельская АССР |
районов, Taймырского (Долгано-ненецкого) и |
Северо-Осетинская ССР |
Эвенкийского национальных округов |
Тувинская АССР |
Ставропольский край |
Чечено-Ингушская республика |
Приморский край |
Украинская ССР |
Хабаровский край |
Белорусская ССР |
Амурская область |
Узбекская ССР |
Архангельская область |
Казахская ССР: |
Астраханская область |
Актюбинская область |
Белгородская область |
Алма-Атинская область |
Брянская область |
Восточно-Казахстанская область |
Волгоградская область |
Гурьевская область |
Вологодская область |
Джамбульская область |
Воронежская область |
Джезказганская область |
Иркутская область |
Кзыл-Ординская область |
Калининградская область |
Мангистауская область |
Калининская область |
Семипалатинская область |
Камчатская область |
Талды-Курганская область |
Курская область |
Уральская область |
Ленинградская область |
Чимкентская область |
Магаданская область |
Республика Грузия |
Мурманская область |
Азербайджанская республика |
Новгородская область |
Литовская республика |
Псковская область |
ССР Молдова |
Ростовская область |
Латвийская республика |
Саратовская область |
Республика Кыргызтан |
Сахалинская область |
Таджикская ССР |
Смоленская область |
Республика Армения |
Читинская область |
Туркменская ССР |
Бурятская ССР |
Эстонская республика |
9.3. В городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства, не входящих в зону светомаскировки, осуществляются заблаговременно, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная тревога».
9.4. Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время.
9.5. В режиме частичного затемнения должно предусматриваться завершение подготовки к введению режима полного затемнения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства.
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться не более чем за 16 ч.
Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима полного затемнения.
9.6. Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».
Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться не более чем за 3 мин.
При светомаскировке производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т.д.) допускается увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения до 10 мин. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания светомаскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 10 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога».
9.7. Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.
В режиме полного затемнения городской наземный транспорт должен останавливаться, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться.
9.8. Световая маскировка железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта должна производиться в соответствии с требованиями Норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселении и объектов народного хозяйства, а также ведомственных инструкции по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с Минобороны СССР (начальником Гражданской обороны СССР).
10. ОБЪЕКТЫ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ЛЮДЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ОДЕЖДЫ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА
10.1. Вновь строящиеся, реконструируемые и действующие бани, душевые предприятий, прачечные, фабрики химической чистки, прачечные самообслуживания, включая кооперативные предприятия стирки белья и химической чистки, а также посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта независимо от их ведомственной подчиненности должны приспосабливаться соответственно для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта в военное время, а также при производственных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях.
10.2. На объекты коммунально-бытового назначения, перечисленные в п. 10.1 настоящих Норм, должны быть разработаны проекты их приспособления для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.
В этих проектах следует выделять два этапа:
1-й этап - подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых и реконструкции существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап необходимо включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объектов в течение 24 ч на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, но не затрудняющие их работу в режиме мирного времени;
2-й этап - мероприятия по переводу объектов на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, осуществляемые в особый период. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых на 1-м этапе нецелесообразно.
10.3. При проектировании приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, подвергшихся заражению (загрязнению) РВ, ОВ и БС, необходимо предусматривать круглосуточную непрерывную работу этих объектов и поточность обработки, не допускающую пересечения загрязненных потоков людей, одежды, подвижного состава автотранспорта с потоками, прошедшими соответствующую обработку.
10.4. Пропускную способность бани или душевой в режиме санитарной обработки людей, производственную мощность прачечной или фабрики химической чистки в режиме специальной обработки одежды, а также пропускную способность участка по специальной обработке подвижного состава автотранспорта следует определять в соответствии с требованиями Норм проектирования приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ ОТ 50-ТОННЫХ ЕМКОСТЕЙ СО СДЯВ
Таблица 1
Высота обваловки (поддона, стакана), м |
Удаление границ зоны возможного опасного химического заряжения от емкостей со СДЯВ, км |
|||||||||||||||
Аммиак |
Водород цианистый |
Нитрилакриловой кислоты |
Сернистый ангидрид |
Сероводород |
Сероуглерод |
Фосген |
Хлор |
Хлорпикрин |
Ангидрид уксусный |
Винил хлористый |
Дихлорэтан |
Кислота азотная |
Кислота соляная |
Метил бромистый |
Метил изоцинат |
|
Без обваловки |
1,15 |
2,6 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
0,2 |
8 |
5,7 |
1,8 |
0,15 |
0,45 |
0,3 |
0,45 |
0,8 |
0,65 |
4,5 |
1 |
0,35 |
1,25 |
0,43 |
0,5 |
0,45 |
0,07 |
2,5 |
1,2 |
0,6 |
0,06 |
0,07 |
0,13 |
0,21 |
0,38 |
0,45 |
1,6 |
2 |
0,25 |
1 |
0,3 |
0,38 |
0,35 |
0,07 |
1,9 |
1 |
0,45 |
- |
0,06 |
0,08 |
0,14 |
0,33 |
0,38 |
1.5 |
3 |
0,23 |
0,95 |
0,27 |
0,35 |
0,3 |
0,07 |
1,65 |
0,9 |
0,38 |
- |
- |
0,06 |
0,12 |
0,3 |
0,48 |
1.5 |
Примечание. Расстояния, указанные в табл. 1, следует определять:
для необвалованных емкостей - от стенок резервуара;
для обвалованных емкостей - от внутренней границы обвалования (от поддона, стакана).
Для определения удаления границ зон возможного опасного химического заражения при других количествах СДЯВ в емкостях необходимо использовать коэффициенты, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Количество СДЯВ, т |
1 |
5 |
10 |
25 |
50 |
100 |
250 |
500 |
1000 |
2500 |
5000 |
10000 |
20000 и более |
Поправочный коэффициент |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
1 |
1,5 |
2,5 |
3,6 |
5,3 |
8,9 |
13 |
19 |
28,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Обязательное
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СДЯВ И ВЕЩЕСТВ, ОБРАЗУЮЩИХ ПРИ
АВАРИЯХ (РАЗРУШЕНИЯХ, ПОЖАРАХ) ЗОНЫ ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
Группа
Характеристики
Типичные
представители
1
Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в
емкостях под давлением (сжатые и сжиженные газы)
Хлор, сернистый газ, сероводород,
фосген, бромметил, окись углерода
2
Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в
емкостях без давления
Нитро- и аминосоединения
ароматического ряда, синильная кислота, нитрил акриловой кислоты,
тетраэтилсвинец, хлорная смесь, дифосген, дихлорэтан, хлорпикрин
3
Дымящие кислоты
Серная - с плотностью 1,87 и
более, азотная - с плотностью 1,4 и более, соляная - с плотностью 1,15 и
более, хлорсульфоновая и плавиковые кислоты, хлорангидриды серной, сернистой и
пиросернистой кислот
4
Сыпучие и твердые не летучие СДЯВ
и вещества при хранении до40° С
Сулема, мышьяковистый (мышьяковый)
ангидрид, фосфор желтый, алкалоиды, алдрин, дилдрин, арсенат кальция и
натрия, арсенид кальция
5
Сыпучие и твердые летучие СДЯВ и
вещества при храпении до 40° С
Соли синильной кислоты, цианистая
и оксицианистая ртуть, цианистая медь и другие препараты, этилмеркурфосфат,
этилмеркурхлорид, меркуран
Группа |
Характеристики |
Типичные представители |
1 |
Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в емкостях под давлением (сжатые и сжиженные газы) |
Хлор, сернистый газ, сероводород, фосген, бромметил, окись углерода |
2 |
Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в емкостях без давления |
Нитро- и аминосоединения ароматического ряда, синильная кислота, нитрил акриловой кислоты, тетраэтилсвинец, хлорная смесь, дифосген, дихлорэтан, хлорпикрин |
3 |
Дымящие кислоты |
Серная - с плотностью 1,87 и более, азотная - с плотностью 1,4 и более, соляная - с плотностью 1,15 и более, хлорсульфоновая и плавиковые кислоты, хлорангидриды серной, сернистой и пиросернистой кислот |
4 |
Сыпучие и твердые не летучие СДЯВ и вещества при хранении до40° С |
Сулема, мышьяковистый (мышьяковый) ангидрид, фосфор желтый, алкалоиды, алдрин, дилдрин, арсенат кальция и натрия, арсенид кальция |
5 |
Сыпучие и твердые летучие СДЯВ и вещества при храпении до 40° С |
Соли синильной кислоты, цианистая и оксицианистая ртуть, цианистая медь и другие препараты, этилмеркурфосфат, этилмеркурхлорид, меркуран |
Примечание. Принадлежность к СДЯВ веществ, не предусмотренных данным Перечнем, устанавливается Минздравом СССР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Обязательное
ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВАЛОВ ОТ ЗДАНИЙ
РАЗЛИЧНОЙ ЭТАЖНОСТИ
Этажность
до (включительно)
Зона
возможного распространения завалов при уклоне, %
До
10
10-15
16-20
21-30
31-35
36
и более
От
протяженных сторон зданий
От
торцов зданий
От
зданий башенного типа
a'
a"
a'
a"
a'
а"
а'
a"
а'
а"
9 этажей
0,65
H
0,55
H
0,65
Н
0,6
H
0,8 H
0,6 H
0,85 H
0,6H
0,9 H
0,55 H
H
0,55H
Н
12 этажей
0,75
H
0,6
H
0,75 H
0,65 H
0,9 H
0,65 H
H
0,6 H
1,1 H
0,6 H
1,2 H
0,6
Н
1,2
Н
14 этажей
0,75
H
0,6
H
0,75
Н
0,65 H
0,9 H
0,65 H
H
0,6
Н
1,1
H
0,6
H
1,2
H
0,6
Н
1,2
Н
16 этажей
H
0,65 H
H
0,9 H
0,3 H
0,65 H
1,6 H
0,8 H
1,65 H
0,75 H
2,1
H
0,7
Н
2,5
Н
20 этажей
H
0,65
H
H
0,9 H
0,3 H
0,75H
1,6 H
0,8 H
1,65 H
0,75 H
2,1 H
0,7
Н
2,5
Н
25 этажей
H
0,65 H
H
0,9 H
0,3 H
0,85 H
1,6 H
0,8 H
1,65 H
0,75
H
2,1
H
0,7
Н
2,55
Н
Этажность до (включительно) |
Зона возможного распространения завалов при уклоне, % |
||||||||||||
До 10 |
10-15 |
16-20 |
21-30 |
31-35 |
36 и более |
||||||||
От протяженных сторон зданий |
От торцов зданий |
От зданий башенного типа |
a' |
a" |
a' |
a" |
a' |
а" |
а' |
a" |
а' |
а" |
|
9 этажей |
0,65 H |
0,55 H |
0,65 Н |
0,6 H |
0,8 H |
0,6 H |
0,85 H |
0,6H |
0,9 H |
0,55 H |
H |
0,55H |
Н |
12 этажей |
0,75 H |
0,6 H |
0,75 H |
0,65 H |
0,9 H |
0,65 H |
H |
0,6 H |
1,1 H |
0,6 H |
1,2 H |
0,6 Н |
1,2 Н |
14 этажей |
0,75 H |
0,6 H |
0,75 Н |
0,65 H |
0,9 H |
0,65 H |
H |
0,6 Н |
1,1 H |
0,6 H |
1,2 H |
0,6 Н |
1,2 Н |
16 этажей |
H |
0,65 H |
H |
0,9 H |
0,3 H |
0,65 H |
1,6 H |
0,8 H |
1,65 H |
0,75 H |
2,1 H |
0,7 Н |
2,5 Н |
20 этажей |
H |
0,65 H |
H |
0,9 H |
0,3 H |
0,75H |
1,6 H |
0,8 H |
1,65 H |
0,75 H |
2,1 H |
0,7 Н |
2,5 Н |
25 этажей |
H |
0,65 H |
H |
0,9 H |
0,3 H |
0,85 H |
1,6 H |
0,8 H |
1,65 H |
0,75 H |
2,1 H |
0,7 Н |
2,55 Н |
Примечание. В таблице приняты обозначения: а' - показатель распространения завала вверх по склону; а" - показатель распространения завала вниз по склону; Н - высота здания, м.
СНиП 2.01.51-90 расположен в сборниках: |
Нравится
Твитнуть |